Закон о пожилых людях

Содержание

Фз о соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

Закон о пожилых людях

Социальная защита населения — это предоставление инвалидам и другим категориям нетрудоспособных лиц соответствующих услуг. Подобные меры позволяют удовлетворить социальные потребности определенных групп граждан Российской Федерацией.

Под общественным обслуживанием понимается деятельность служб, которые предоставляют поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

 Поддержка состоит из следующих видов услуг, предоставленных пожилым людям и инвалидам:

  • Бытовых;
  • Медицинских;
  • Психолого-педагогических;
  • Социально-правовых;
  • Материальной помощи.

Учреждения и предприятия, которые предоставляют услуги обществу (пожилым людям и инвалидам), называются социальными службами. Их деятельность регулируется общепринятым Российским законодательством о пожилых людях в РФ.

Законы о пожилых людях в РФ

В Российской Федерации действуют несколько законов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и пожилыми людьми.

Список законов о пожилых людях и инвалидах в РФ:

Описание Федерального закона 122

Федеральный закон №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утратил свою силу. Теперь вместо него действует закон №442 «Об основах социального обслуживания». Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Последние изменения были внесены 21 июля 2017 года.

ФЗ №442 определяет:

  • Обязанности организаций, которые обслуживают граждан в пожилом возрасте и других нетрудоспособных лиц;
  • Вопросы в экономической, правовой и организационной сфере;
  • Права учреждений, которые занимаются государственной деятельностью;
  • Обязанности/права инвалидов и пожилых людей.

Настоящий Федеральный закон действует в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан с постоянным местом жительства на территории РФ. Также под действия ФЗ попадают индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые оказывают поддержку гражданам.

Закон состоит из 10 глав и 37 статей.

Краткое содержание ФЗ №442:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего ФЗ;
  • Глава 2 — Перечисляет полномочия органов государственной власти РФ в области социального обеспечения;
  • Глава 3 — Перечисляет обязанности и права получателей социальных услуг (пожилые люди и инвалиды);
  • Глава 4 — Перечисляет права и обязанности поставщиков;
  • Глава 5 — Описывает способы предоставления обслуживания;
  • Глава 6 — Перечисляет формы и виды услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 7 — Описывает способы организации предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 8 — Перечисляет способы оплаты за предоставленную общественную поддержку;
  • Глава 9 — Осуществляет контроль за качественным обслуживанием социальных нужд общества;
  • Глава 10 — Описывает переходные и заключительные положения.

Ознакомьтесь  Закон об РВП

Скачать

Правила обслуживания пожилых людей и инвалидов перечислены в Конституции Российской Федерации. Они направлены на соблюдение прав человека и уважение достоинства и личности каждого гражданина РФ.

Основные принципы Федерального закона №442:

  • Предоставление социального обслуживания всем лицам, вне зависимости от:
    • Возраста;
    • Национальности;
    • Языка;
    • Расы;
    • Происхождения;
    • Отношения к религии;
    • Места жительства.
  • Предоставление обслуживания на дому;
  • Сохранение привычной обстановки при оказании социальных услуг пожилым и инвалидам;
  • Конфиденциальность;
  • Добровольность.

Личная информация о гражданине, которому оказывается поддержка, является конфиденциальной. Ее запрещается передавать третьим лицам. За разглашение конфиденциальной информации служба привлекается к ответственности, которая предусматривается настоящим Федеральным законом. Распространять подобные данные можно только после предоставления согласия от получателей соц. услуг пожилых и инвалидов.

Чтобы скачать Федеральный закон №422 с изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Изменения в законе о пожилых и инвалидах

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон №442 были внесены 21 июля 2017 года.

Статья 7

Ст 7 была дополнена пунктом 7.1. В нем говорится о том, что для оценки качества предоставляемых услуг создается независимая организация социального обслуживания.

Статья 8

Ст 8 была дополнена пунктом 24.1. В нем говорится о том, что для организации, которая проводит независимую оценку, создаются специальные условия.

Статья 13

Ст 13 была дополнена пунктом 12.1. Его суть состоит в том, что решение о проведении независимой оценки принимает федеральный орган исполнительной власти.

Ч 4 статьи 13 была полностью изменена. Теперь для того чтобы выразить собственное мнение или оставить отзыв после оказания услуг пожилым и инвалидам, можно зайти на официальный сайт и выразить свое мнение в письменной форме.

Статья 23.1

Ст 23.1 появилась после внесения последних изменений. В ней также говорится о предоставлении независимой оценки качества оказания услуг. Показатель качества — это один из методов контроля, благодаря которому появляется возможность увеличить эффективность предоставляемых услуг пожилым и инвалидам.

Критерии для оценки качества:

  • Открытость информации;
  • Комфортные условия в период предоставления услуг;
  • Время ожидания;
  • Компетентность, вежливость и доброжелательность сотрудников компании, которая обеспечивает качественным обслуживанием.

Независимая оценка качества оказанных услуг осуществляется в порядке, который предусматривается настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или другое государственное управление могут самостоятельно создавать общественные советы, которые будут оценивать эффективность их деятельности.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Закон о пожилых людях – кто защищает права стариков

Закон о пожилых людях

Александра Краснова

В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний.

В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения.

Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.

Определение прав пожилых людей

Права человека закреплены законодательно и составляют основу правового статуса личности. Государство обеспечивает защиту прав и свобод всех своих граждан независимо от возраста, пола, вероисповедания, национальной, расовой или этнической принадлежности, сексуальной ориентации.

Реализация правовых норм, неукоснительное соблюдение законов позволяют соблюдать интересы каждого человека и предоставлять равенство возможностей. В международных правовых актах права пожилых людей не выделены в отдельную группу. Различные сферы жизни граждан старшего поколения регулируются общепринятыми законами.

Старики наравне с другими возрастными категориями имеют право на защиту перед законом, на владение собственностью, на получение образования, на трудовую деятельность и на участие в политической жизни страны. Законом не допускается дискриминация пожилых лиц. Государство защищает права стариков, создает необходимые условия для обеспечения достойной и безопасной жизни.

Но наряду с этим в обществе присутствует потребность в создании специальных мер поддержки пожилого населения. Недостаточно относиться к пенсионерам только с уважением.

В стране и обществе должны быть созданы такие условия, при которых человек, достигший преклонного возраста, смог бы оставаться его полноправным членом: принимать активное участие в общественной жизни, вносить свой посильный вклад в развитие социальных институтов, жить полноценно.

Принимая новые законы, необходимо учитывать, что сегодняшнее трудоспособное население в недалеком будущем перейдет в категорию пенсионеров. Поэтому так важно, чтобы законы о защите пожилых людей были хорошо продуманными и действующими.

Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности.

Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.

Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому.

Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях.

Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.

Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.

Законы, охраняющие права пожилых людей

В нашей стране основные положения государственной политики в отношении лиц старшего возраста закреплены в своде законов, принятых представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке: Конституции Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об опеке и попечительстве».

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Государство гарантирует своим пожилым гражданам пенсионное обеспечение. Право на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации – основном государственном законе. О правах стариков на достойный уровень жизни говорят с высоких правительственных трибун.

Законы об уходе за пожилыми людьми, об опекунстве над ними должны исполняться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет правовую основу и порядок назначения пенсионных выплат гражданам России.

В нашей стране пожилым людям гарантируются различные виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Право на пенсионное обеспечение по старости возникает у мужчин с 60 лет, у женщин с 55 лет. При этом страховой стаж этих лиц независимо от пола должен составлять не менее пяти лет.

В настоящее время Правительство РФ рассматривает возможность повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. В законе о защите прав пожилых людей на трудовые пенсии оговаривается социальное обеспечение граждан, по каким-либо причинам не имеющих страхового стажа, предоставляющего право на пенсию по старости.

Для этой категории населения на основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрена социальная выплата.

Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.

Социальная поддержка пенсионеров

Различные льготы и доплаты к ежемесячным пенсиям являются важной частью доходов пожилых людей. Социальные доплаты назначаются как специальная мера поддержки граждан Российской Федерации, наделенных особым правовым статусом.

В соответствии с законом «О государственной социальной помощи» некоторые категории федеральных льготников имеют право на ежемесячную денежную доплату и набор социальных услуг. Такая поддержка со стороны государства очень важна для стариков.

Закон о защите пожилых людей четко регламентирует порядок оказания правовой и социальной помощи престарелым и малоимущим гражданам РФ. Наряду с ежемесячными денежными выплатами государством определен набор предоставляемых пенсионерам социальных услуг.

К ним относятся дополнительная бесплатная помощь медицинских специалистов, обеспечение необходимыми лекарствами, предоставление санаторно-курортного лечения, оплата проезда к месту оздоровления и обратно.

Социальное обслуживание пожилых людей

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» регулирует работу социальных служб и гарантирует социальную и психологическую поддержку старикам, которым по состоянию здоровья необходима помощь.

Закон об уходе за пожилыми людьми определяет условия предоставления престарелым гражданам не только материальной помощи, но и предусмотренных государством различных видов специальных услуг: медицинских, психологических, образовательных, бытовых и т. д.

Старики, попавшие в сложную жизненную ситуацию, имеют право на социальную, психологическую и медицинскую реабилитацию. Одиноким пожилым людям, инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию, предоставляется в полном объеме гарантированная законом социально-бытовая и медицинская помощь на дому.

Такое обслуживание осуществляется специально обученными работниками социальных служб как безвозмездно, так и за определенную законом плату. Порядок предоставления бесплатных услуг определяется органами государственной власти Российской Федерации. Возмездное обслуживание пожилых граждан оказывается в порядке, установленном законом.

Оплата социально-бытовых услуг в социальных учреждениях иной собственности определяется данными организациями самостоятельно.

Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:

  1. Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;

  2. Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);

  3. Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).

В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.

Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».

В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:

  • правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;
  • основы медицинских знаний и ЗОЖ;
  • психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.

Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.
Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.

В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.

Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:

  1. Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;

  2. Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;

  3. Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;

  4. Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;

  5. Оказание транспортных услуг;

  6. Организация досуга по интересам.

Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.

Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля. Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.

Занятость пожилых людей

По данным статистики, в настоящее время в Российской Федерации работают около 12,04 млн людей, достигших пенсионного возраста. Иными словами, 30,7 % от общей численности пенсионеров продолжают свою трудовую деятельность.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости РФ содействуют трудоустройству лиц предпенсионного и пенсионного возраста.

Согласно закону о защите пожилых людей, эти граждане имеют право на получение следующих услуг: содействие в подборе подходящей работы, консультация специалистов, бесплатная профессиональная ориентация, обучение новой профессии.

Нетрудоустроенные лица предпенсионного возраста вправе обратиться в государственную службу занятости по месту жительства и получить в установленном законом порядке статус безработного. В этом случае государство также гарантирует человеку социальную поддержку: выплату пособия, бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации.
Нужна консультация?

Чтобы получить подробную информацию по всем интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или

позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Увеличение пособия по уходу за престарелыми и людьми с инвалидностью! Минтруда сообщает о новом законе

Закон о пожилых людях

На состоявшейся в среду пресс-конференции ТАСС Григорий Лекарев, замминистра труда и социальной защиты РФ, сообщил, что Министерство приняло решение поставить на повестку дня вопрос об увеличении пособия ЛОУ (лицам, осуществляющим уход).

Более того, для введения в силу законопроекта разработаны и уже запущены в действие программы по обучению родственников комплексным мероприятиям, направленным на поддержку, создание условий и восстановление здоровья больного человека.

Что говорится в сообщении замминистра

Напомним, что до сегодняшнего дня лица, осуществляющие уход за нетрудоспособным человеком ежемесячно получают выплату в размере 1200 рублей.

Поясним, к ЛОУ относятся прямые родственники, опекуны и другие лица трудоспособного возраста (кроме пенсионеров), взявшие на себя обязанность заботиться о следующих гражданах:

  • инвалид I группы (кроме инвалидов с детства первой группы);
  • престарелый человек, признанный нуждающимся в посторонней помощи и постоянном уходе при наличии заключения медиков;
  • а также люди старше 80 лет.

Григорий Лекарев

Выдержка из заявления Григория Лекарева:

«Мы считаем, что уход за людьми с инвалидностью является по-настоящему серьезной нагрузкой, равноценно замещающей работу в стационаре по уходу за больными. Для поддержки родственников разработаны и внедрены в жизнь специальные обучающие программы по освоению элементарных навыков правильного ухода за инвалидом в домашних условиях.

Будет справедливым, если государство окажет повышенную социальную и материальную поддержку людям, находящимся в тяжелой финансовой ситуации».

Неужели это произошло и в Министерстве труда, наконец, серьезно задумались, как и на что выживают семьи с инвалидами или старыми людьми, которые уже не в состоянии за собой ухаживать.

Забытый законопроект

Ровно год назад (в феврале 2019 г.) фракция КПРФ пыталась продвинуть законопроект по финансовой поддержке ЛОУ. Депутаты предложили назначить заработную плату людям, осуществляющим уход за инвалидами.

Важный закон даже был внесен в Госдуму на рассмотрение. На дворе февраль 2020 года, а проект так и остался лежать на полке. Похоже, его никто и не собирался рассматривать.

В законопроекте говорилось о важных вещах. Например, о введении института социальных помощников для инвалидов или престарелых людей, в число которых войдут родственники или социальные работники.

Основные предложения законопроекта

Депутаты КПРФ коснулись наиболее острых и важных моментов, которые обсуждались в каждой семье, где проживает человек, нуждающийся в уходе. Озвучим основные идеи.

Предлагалось внести в Трудовой кодекс следующие поправки:

  1. Закрепить за инвалидами I и II группы, престарелыми (или старше 80 лет), нуждающимися в постоянном уходе, право на получение социальных и медицинских услуг не только в стационаре (или полустационарной форме), но и в домашних условиях.

  2. Привлечение к уходу работников из социальной сферы или близких с возможностью выбора для человека, нуждающегося в помощи.
  3. Заключение официального трудового договора между органами соцзащиты и родственником, осуществляющим уход.

  4. По трудовому договору социальному помощнику (из числа родных) весь период ухода за нетрудоспособным гражданином будет зачисляться в трудовой стаж, а значит, и учитываться при начислении пенсии.

  5. Заключение трудовых отношений позволит родственнику, взявшему на себя обязанности по уходу, отказаться от других видов трудовой деятельности, так как он будет обеспечен не только финансово, но и всеми правами, вытекающими из трудового договора (оплачиваемый отпуск включительно).

В пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, упоминалось, что нахождение одного инвалида (или престарелого гражданина) в доме-интернате обходится государству довольно дорого — от 70 до 100 тысяч рублей ежемесячно.

Соответственно, введение социальных помощников и назначение им заработной платы в перспективе принесет колоссальную экономию бюджетных средств.

При этом оплата труда по уходу должна быть не ниже прожиточного минимума в зависимости от региона.В доме-интернате

А главное, такое нововведение реально способствует улучшению условий и качества жизни людей, нуждающихся в уходе. Ведь дома, рядом с близкими и родными куда лучше, чем в стационаре или доме-интернате.

Вопрос к нашим читателям, как вы думаете, какой по итогу окажется сумма пособия ЛОУ? Если взглянуть на это с точки зрения постороннего наблюдателя, то введение зарплаты звучит как-то убедительнее.

Как всегда, ждем ваших комментариев, рады каждому новому подписчику и поставленному «пальчику вверх»)).

Льготы и социальная помощь пожилым людям (пенсионерам) в 2018-2019 году

Закон о пожилых людях

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Пожилые люди в нашей стране нуждаются в дополнительной поддержке и социальной защите. Государством предусмотрена система пенсионного обеспечения, в том числе для тех, у кого нет нужного стажа для оформления трудовой пенсии. Кроме социальных пенсий пожилые люди претендуют и на некоторые другие виды поддержки.

Категория пожилых людей в разных странах определяется по-разному.

Так, эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) к группе престарелых людей повышенного риска относят людей в возрасте старше 80 лет, или живущих одиноко, страдающих тяжелыми заболеваниями, либо живущих на минимальное пособие от государства. Согласно нормам ВОЗ такие люди нуждаются в наблюдении и оказании квалифицированной помощи.

В России вопросы государственного пенсионного обеспечения по возрасту регламентируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно этому закону, при обычных условиях возраст, дающий право на установление пенсии, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Однако законодательство устанавливает несколько видов социального обеспечения, от чего зависят условия государственного социального обеспечения.

Кроме трудовых (страховых) пенсий, назначение которых зависит от ряда условий (наличие стажа, пенсионных баллов, подтверждение заработка и т.д.), все пожилые люди, достигшие пенсионного возраста, не останутся без помощи государства. В этой связи выделяют такие категории получателей выплат и льгот:

  • социальные пенсии по старости – женщины, достигшие 60 лет и мужчины, достигшие 65 лет, которые не имеют работы и прожили в России как минимум 15 лет;
  • социальное обслуживание – одинокие и одиноко проживающие пожилые люди, которым требуется уход;
  • субсидии на оплату ЖКХ – малообеспеченные пожилые люди;
  • льготы на оплату ЖКХ, оформление компенсации за уход другим человеком – достигшие возраста 80 лет.

Как видно, пожилой человек не останется без средств к существованию, даже если не работает и не имеет права на получение трудовой пенсии.

Социальные пенсии по старости

Как отмечено выше, государство гарантирует пенсионное обеспечение всем гражданам, достигшим определенного возраста. Основной источник дохода российских пенсионеров – это страховые пенсии.

Однако для их получения человек должен иметь определенный страховой стаж (на данный момент он составляет 9 лет, а к 2024 году достигнет 15 лет), а также определенное количество пенсионных баллов.

Многие люди, достигающие пожилого возраста, в силу разных причин не имеют необходимого стажа, и для них государством предусмотрена система социальных пенсий.

Социальная пенсия по старости назначается всем женщинам, достигшим 60 лет и всем мужчинам, достигшим возраста 65 лет, которые проживали не менее 15 лет на территории России (для представителей малочисленных народов Севера соответственно 55 и 60 лет). Размер социальной пенсии был проиндексирован с 1 апреля 2018 года и составляет сейчас 5180,24 рубля в месяц. Однако размер социальной пенсии может быть увеличен в следующих случаях:

  • в местности, где проживает пенсионе, установлен районный коэффициент, на величину которого увеличивается выплата;
  • на момент достижения 60 (65) лет пенсионер получал трудовую пенсию по инвалидности. Социальная пенсия по старости в таком случае будет не ниже получаемой ранее пенсии;
  • прожиточный минимум в регионе, где проживает пенсионер, выше размера социальной пенсии. В таком случае пенсия увеличивается до прожиточного минимума.

Последний пункт – самый важный в части установления социальных пенсий. Так, прожиточный минимум в целом по России установлен на начало 2018 года в размере 8726 рублей в месяц, что выше социальной пенсии по старости. При этом в разных регионах величина прожиточного минимума может быть выше или ниже этого значения.

Самое низкое значение в 2018 году отмечено в Тамбовской области – 7489 рублей, самое высокое – в Чукотском автономном округе – 19000 рублей.

Если прожиточный минимум в регионе ниже общероссийского значения, к социальной пенсии производится федеральная социальная доплата (ФСД), если выше – региональная социальная доплата (РСД).

Федеральные законы (ФЗ) о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

Закон о пожилых людях

Социальная защита населения — это предоставление инвалидам и другим категориям нетрудоспособных лиц соответствующих услуг. Подобные меры позволяют удовлетворить социальные потребности определенных групп граждан Российской Федерации.

В Российской Федерации действуют несколько законов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и пожилыми людьми.

Список законов о пожилых людях и инвалидах в РФ:

• Конституция РФ. Она гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение;

• ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» регулирует правовые основы для следующих категорий граждан: малоимущих семей; одиноко проживающих жителей; других категорий граждан, которые предусматриваются в настоящем ФЗ;

• Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он создает государственную политику в отношении пожилых граждан и инвалидов, целью которой является обеспечение равных прав на защиту с другими гражданами РФ;

• ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Основная цель ФЗ — обеспечение защитой инвалидов и пожилых граждан. В настоящий момент утратил силу.

 Теперь вместо него действует закон № 442 «Об основах социального обслуживания». Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 г., а вступил в силу 1 января 2015 г.

Последние изменения были внесены 21 июля 2017 г.

ФЗ № 442 определяет:

• Обязанности организаций, которые обслуживают граждан в пожилом возрасте и других нетрудоспособных лиц;

• Вопросы в экономической, правовой и организационной сфере;

• Права учреждений, которые занимаются государственной деятельностью;

• Обязанности/права инвалидов и пожилых людей.

Закон состоит из 10 глав и 37 статей. Приведу некоторые статьи дословно.

Статья 9. Права получателей социальных услуг

Получатели социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Виды социальных услуг

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Знайте свои права!

Жалоба на нарушение прав пожилых людей

Закон о пожилых людях

Вопрос о праве пожилых людей на достойное существование поднимается в России редко – считается, что такой проблемы нет. Однако статистика преступлений в отношении людей преклонного возраста говорит об обратном.

С наступлением старости люди становятся уязвимы физически и морально: они не имеют возможности обеспечить себя, полностью зависят от родственников или тех, кто за ними ухаживает, страдают от физических недугов.

Если нарушения прав детей и инвалидов сразу вызывают общественный резонанс, то ущемления прав пожилых нередко не принимаются во внимание судами и даже правоохранительными органами.

Аспекты правонарушений

Согласно статистике, продолжительность жизни в мире выросла – каждый второй доживает до возраста 60 лет и больше.

По данным ООН, сейчас группа людей старше 60 составляет около 12%, и эта цифра растет: через 30 лет она достигнет 20% от всего населения.

Поэтому обеспечение достойного существования и защиты прав этой категории граждан встает все острее. Социальная беспомощность людей преклонного возраста больше всего проявляется в следующих ситуациях:

  1. Нарушение прав пожилых в семье – самая распространенная проблема. К сожалению, даже родные дети часто бросают немощных родителей баз помощи, а иногда и подвергают унижениям и истязаниям, чтобы старики «не мешали». Некоторые родственники пытаются методами угроз и принуждения заставить оформить на них наследство, а прямые наследники стремятся получить желаемое имущество как можно скорее и прилагают к этому все усилия.
  2. Льготы и социальные пособия – сфера, в которой ущемления прав пожилых граждан происходят регулярно. Татьяна Москалькова, уполномоченный по прав человека в России, в своем докладе 2018 года отмечает, что большая часть обращений граждан старше 60 лет касается именно вопросов исчисления пенсий и пособий. Непрозрачная система расчетов и сложность бюрократических процедур приводят к тому, что льготники и пенсионеры не могут получить положенное им от государства обеспечение.
  3. Система социального обслуживание и содержания немощных граждан в учреждениях по уходу является предметом частых жалоб. Социальные работники не в состоянии помочь всем нуждающимся, поскольку их недостаточно; также не все старики обращаются за помощью. Специализированные учреждения, так называемые «дома престарелых», из-за недостатка финансирования и внешнего контроля часто не обеспечивают условий, необходимых для нормального существования. Много жалоб и на обращение персонала с подопечными.
  4. Здравоохранение – пожилые люди нуждаются в медицинской помощи чаще, чем другие группы населения. Средств на платные услуги у них нет, и поэтому многие вынуждены годами ждать, пока дойдет «очередь» на бюджетное обеспечение (сложные и дорогостоящие операции, протезы или донорские органы, лекарства). В России наблюдается тревожная тенденция – по сравнению с 2011 годом врачи стали приходить на вызовы от пенсионеров на 25% реже. Однако госпитализация их увеличилась на 8%, что говорит о серьезности проблем со здоровьем.
  5. Дискриминация на рабочих местах – ситуация, что пенсионеров увольняют с предприятий, никого не удивляет. То, что устроиться на работу немолодым гражданам с высокой квалификацией и трудоспособностью затруднительно, является трудовой дискриминацией. Усугубляет эту ситуацию то, что с повышением пенсионного возраста пожилых людей, нуждающихся в рабочих местах, становится больше.

Куда обращаться

В силу возраста и физического состояния защищать себя становится труднее, поэтому пенсионеры редко обжалуют незаконные действия родственников или государственных ведомств. Не следует опускать руки и оставлять ущемление прав безнаказанным. Если пожилой человек не знает, как бороться с правонарушениями, он может обратиться за помощью в специальные инстанции.

При проявлении дискриминация на работе по причине возраста следует написать жалобу в трудовую инспекцию, а если пенсионер столкнулся в плохом обслуживании учреждений здравоохранения, направляется жалоба на врача.

Социальные органы

Департамент социальной защиты населения оказывает консультационные услуги нуждающимся гражданам. Для этого надо обратиться в районный отдел ведомства.

Если пенсионер не может выходить из дома, следует позвонить в эти органы по телефону.

Человек, который не в состоянии самостоятельно себя обслуживать в связи с физическим заболеванием или преклонным возрастом, имеет право на оказание помощи социальным работником.

Важно: если доход обслуживаемого ниже полуторной величины прожиточного минимума, такая помощь предоставляется бесплатно.

Оказание данных услуг регулируется законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» №422-ФЗ. За обслуживанием могут обратиться пожилые люди при наличии следующих проблем:

  • потеря способности к самообслуживанию;
  • конфликт в семье, сопровождающийся психологическим и физическим насилием, в том числе с членами семьи, которые имеют наркотическую, алкогольную зависимость;
  • отсутствие заработка, средств к существованию и др.

Социальный работник помогает наладить быт подопечному, выполняет определенный круг обязанностей (убирается, ходит в магазин за продуктами, оплачивает счета). Также он разъясняет гражданину его привилегии и помогает оформить причитающиеся пособия и льготы.

Бесплатная юридическая помощь

В России действует программа юридической поддержки населения, в соответствии с которой любой человек может получить бесплатную юридическую консультацию. Оказывают такие услуги по консультированию граждан практически в каждой юридической компании. Также есть перечень лиц, которые имеют право не только на консультацию, но и на юридическую помощь:

  • малоимущие (чей доход ниже прожиточного минимума),
  • инвалиды 1 и 2 групп,
  • содержащиеся в специальных учреждениях по уходу и оказанию медицинской помощи,
  • ветераны ВОВ, Герои, Герои труда,
  • недееспособные,
  • родственники (дети, родители, супруг) человека, погибшего при чрезвычайных обстоятельствах;
  • лишившиеся единственного жилья либо документов на него в результате ЧС.

Пожилые люди, которые относятся к вышеперечисленным категориям, могут получить юридическое сопровождение, в которое входят консультации, составление документов на получение пособий, льгот, субсидий, а также судебное представительство. Оказание данных услуг регламентируется ст. 20 закона №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Обратите внимание. Помимо частных клиник, есть специальные государственные и негосударственные центры бесплатной юридической поддержки, которые привлекают к своей деятельности адвокатов. Также оказанием помощи занимаются юридические ВУЗы, где консультациями занимаются студенты под контролем преподавателей.

Список центров, оказывающих услуги по г. Москва (с сайта Министерства юстиции):

Обращение в полицию

Если пожилой человек подвергается оскорблениям, истязательствам со стороны родственников, опекунов или других близких, либо ему не оказывается необходимая помощь, – следует обратиться в полицию с заявлением.

Также обратиться в правоохранительные органы могут другие люди, которые становятся свидетелями ситуации (соседи, другие родственники, друзья). Сотрудники МВД возбудят дело, и виновный понесет уголовное либо административное наказание: за оскорбления – ст.5.

61 КоАП РФ, причинение физического насилия – ст. 115-188 УК РФ.

Обратите внимание: в полицию стоит также заявлять, если пожилого человека принуждают написать завещание или дарственную, в том числе на родственников. Такие документы всегда составляются в добровольном порядке и не могут быть написаны под давлением – это является незаконным.

Заявитель может обратиться в любое отделение полиции, проще всего направиться в районный отдел по месту совершения нарушения, также можно подать заявление участковому полицейскому.

Обращение составляется в письменной форме, либо его составляет дежурный сотрудник со слов пострадавшего (ст. 141 УПК РФ). Затем потерпевший должен ознакомиться и подписать его, если согласен с изложением обстоятельств. Заявление в полицию составляется в произвольной форме, с соблюдением следующей структуры:

  • ФИО руководителя, наименование отдела полиции;
  • данные о потерпевшем (ФИО, место жительства, контактный телефон);
  • дата, место, обстоятельства происшествия;
  • доказательные материалы;
  • требования со ссылками на законодательные акты (возбудить уголовное дело по статье УК РФ);
  • дата и подпись.

Скачать образец заявления о преступлении

Важно: уголовное дело не будет возбуждено по анонимному заявителю, либо если обвинения безосновательны. Желательно прилагать доказательства (например, медицинское освидетельствование побоев), либо ссылаться на свидетелей.

Документ подается лично либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. При принятии заявления дежурный сотрудник выдает уведомительный талон. В течение 3 дней принимается решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении.

Суд

Когда человек утрачивает возможность содержать себя, он вправе рассчитывать на материальную помощь со стороны взрослых трудоспособных детей (старше 18 лет).

Если дети отказываются содержать родителей добровольно, они могут подать в суд на взыскание алиментов (ст. 87 Семейного кодекса РФ).

Размер выплат рассчитывается в зависимости от размера дохода детей и родителей и определяется в виде ежемесячных выплат.

Важно: от обязанностей содержать родителей освобождаются дети, которые докажут, что родители не исполняли свои обязанности по отношению к ним, а также в случае лишения их родительских прав.

Обращаться следует в мировой суд по месту жительства второй стороны, то есть детей. Госпошлина в делах о взыскании алиментов не уплачивается. Исковое заявление составляется согласно правилам, определенным в ст. 131 ГПК РФ:

  • адрес и наименование суда,
  • данные истца,
  • данные ответчика,
  • обстоятельства правонарушения,
  • требования со ссылками на законодательные нормы,
  • приложения,
  • дата и подпись.

Скачать образец иска о взыскании алиментов на родителей

Также в суд следует обращаться по жилищным вопросам: например, если родственники отказываются съезжать из квартиры пенсионера, нарушают правила совместного быта, можно подать иск о принудительном выселении. Иск будет подаваться в районный суд по месту жительства ответчика.

Вопросы законодательства

Страны западного мира признают пробелы законодательства в данном аспекте.

Правозащитники говорят о необходимости разработки конвенций и актов, детализирующих обеспечение прав пожилых на автономное и достойное жизнеобеспечение, или на осуществление ухода – по их выбору.

Также требуется законодательно устранять дискриминацию в вопросах трудоустройства: предпочтения отдаются молодым и среднего возраста специалистам, и такая ситуация характерна для всего цивилизованного мира.

Вопросы о законодательном регулировании этой сферы актуальны для России. В нашей стране не только не выработаны механизмы борьбы, но даже не признается существование данной проблемы. Безусловно, старики обладают теми же правами, что и остальные граждане страны, однако не учитывается, что они являются гораздо более уязвимой группой населения.

Важно: права на достойное существование, на государственное обеспечение в случае потери трудоспособности, на защиту от посягательств и унижений гарантируются Конституцией РФ. Механизмы получения социального обеспечения и льгот прописаны рядом отдельных законов, так же как правила оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения.

Однако государству требуется отдельный документ, который бы объединил в себе механизмы борьбы с дискриминацией людей по возрастному признаку.

Законодательная база

При составлении жалобы на нарушение прав пожилых людей следует основываться на следующих нормативно-правовых актах:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.