+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Краткое правило равн ровн

Содержание

Краткое правило равн ровн

Краткое правило равн ровн

Такое дополнение дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока.

Особое внимание уделяется и анализу текста, повторяются признаки текста, понятия «тип речи, «стиль речи».

Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свои мысли), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Правило: на корни «мок-мач» , «равн- ровн»

Баллы 15. 5-9 класс Todya / 13 апр. 2014 г., 6:18:52 5-9 класс Isa5 / 06 июля 2013 г., 2:43:27 На каждое по одному слову.

Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык».

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

  • «В нашей семье все равноправны, мы решаем проблемы сообща».
  • Гласная «о» пишется в корне «ровн», если слово употребляется в значении «прямой», «плавный», «гладкий». Примеры слов с корнем «ровн»:

    1. разровнять;
    2. ровняли;
    3. уровень;
    4. неровность.
    5. ровно;
    6. ровный;

    Употребить слова можно в подобных предложениях:

    1. «Бабушка ровняла занавески, отпаривая их».
    2. «Ровно в 13.00 наш класс собирается для поездки в музей»;
    3. «Дедушка разровнял гравий на дорожках»;

    Исключениями в орфограмме чередующихся корней «равн» и «ровн» являются слова:

    1. с буквой «а» — равнина, равнение, равняться, подравняться.
    2. с буквой «о» – ровесник, не ровен час, поровну, уровень;

    Эти слова невозможно проверить, их необходимо обязательно выучить и запомнить правильное написание.

    Равн ровн правило

    (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.) В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние); перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

    Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня. Корень мак- пишется в словах со значением

    «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»

    : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу ); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

    Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср.

    Приложение 5. «мак-мок» и «равн-ровн»

    строевая подготовка 4) равн + предлог С 1) ровный, гладкий, не имеющий впадин и возвышенностей 2) плавный, не имеющий ускорений и замедлений; 3) спокойный, всегда одинаковый; 4) прямой, не имеющий утолщений, изгибов Вровень, выравнивание, выравнивать, выровненный асфальт, выровнитель, заравнивание, заровнять поверхность, несравненный, несравнимый ни с кем, обровнять края, подравняться в строю, подровнять листы, поравняться с прохожим, приравнивать, приравнять величины, равнение на середину, равнина, равнинный, равнобедренный, равноденствие, равнозначный, равноправие, равный, разравнивать, разровнять грядку, ровесник, ровный, сравнение, сравнимый с чем-либо, сравнительно-исторический, сравнять с землей, сровнять с землей (уничтожить, стереть с лица земли), уравнение, уравновешенный человек, приравнивать, несравненный, равнинный, равноденствие, уровнять дорожку. Проверочная

    Коллегия адвокатов

    (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.) В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние); перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

    Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т.

    п., уровень, ровня. Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу ); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

    Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср.

    Безударные гласные в корнях слов

    То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь, творчество), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).

    В ряде корней написание гласной зависит от суффикса -а-. Связано это с традицией, с историей языка.

    Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить.

    Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс -а- является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид.

    Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе: опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать.

    Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные

    Корни мак мок равн ровн

    (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.) В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние); перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

    Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т.

    п., уровень, ровня. Корень мак- пишется в словах со значением

    «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»

    : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу ); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

    Rutry

    Правило.

    В корне гар- — гор- под ударением пишется а, без ударения — о (ср.: зага́р — загора́ть). Исключения: при́гарь (привкус гари) и некоторые специальные слова. Правило. В корне зар- — зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: за́рево — зо́рька — зарни́ца).

    Исключения: зорева́ть, зоря́нка. Правило. В корне кас- — кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться — коснуться). Правило. В корне клан- — клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения — о (ср.: кла́няться — накло́н — наклони́ться).

    Правило. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить.

    Исключение: по́лог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг- — лож-). Правило. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); корень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают). Правило.

    Чередование гласных в корнях -равн-\-ровн- картотека по русскому языку (6 класс) на тему

    Чередование гласных в корне «равн/ровн»Бороться за р…вноправие, вр…вень, выр…вненный асфальт, выр…внивание, выр…внивать, выр…внитель, выр…внять складки, выр…внять строчки, держать р…внение в рядах, зар…внивание, зар…внять канаву, лестное ср…внение, неср…вненный, неср…внимые величины, неср…внимый ни с кем, обр…внять края, плоская р…внина, подр…внять листы, кусты, подр…внять строй, подр…вняться в строю, пор…вняться с прохожим, прир…внивать, прир…внять величины, р…весник века, р…внение на середину.

    р…внина, р…внинный, р…внобедренный, р…вноденствие, р…внозначный, р…вноправие, р…вноценный работник, р…вняться на передовиков, разр…внивать, разр…внять грядку, решить ур…внение, р…вномерное движение, ср.внять землю в саду, ср…внение, ср…внимый с чем-либо, ср…внительный, ср…внить по качеству, ср…внять с землей, ср…внять с землёй (фраз.), ср…внять счёт, ср…вняться в силе, ур…вень производства,

    1-4 класс LizaVelikodanova 03 дек.

    2015 г., 5:50:08 (3 года назад) 0 0 0 пазетивчик 03 дек.

    2015 г., 11:23:42 1-4 класс Жогина / 01 дек. 2015 г., 15:56:03 1-4 класс Tim009 / 13 марта 2015 г., 15:30:00 -сапог-//-сапож- -бег-//-беж- Как ты думаешь, -сапог-/У-сапож-; -бег-//-беж- — это разные корни или варианты одного корня с чередованием звуков?

    Приведи свои примеры для доказательства ответа. 1-4 класс Iralashilina / 20 апр.

    2015 г., 4:48:00 -сапог-//-сапож- -бег-//-беж- Как ты думаешь, -сапог-/У-сапож-; -бег-//-беж- — это разные корни или варианты одного корня с чередованием звуков? Приведи свои примеры для доказательства ответа 1-4 класс Настюшка111213 / 23 дек.

    Орфографический словарь

    12. Корни с проверяемыми гласными.

    Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь. Примечание.

    При применении этого правила нужно помнить следующее: а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

    б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптать — втаптывать, носить — нашивать, и т.

    Для правописания некоторых корней с

    Корни с чередованием гласных: правила чередования и правописания букв в русском языке, таблица с примерами орфограммы и диктант с ними

    Краткое правило равн ровн

    18.10.2019

    При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

    В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.

    Чередование е и и

    12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-:

    • собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать;
    • в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

    Исключения: сочетать, сочетание.

    Чередование а(я) и им , а(я) и ин

    13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-:

    • сжать – сжимать,
    • понять – понимать,
    • начать – начинать.

    Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

    ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

    • от суффикса, следующего за корнем;
    • от буквы, следующей за гласной;
    • от значения слова.

    Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

    В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

    Исключения: сочетать, сочетание, чета.

    В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.

    В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

    Написание гласных, зависящее от ударения

    В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть. 2.

    В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.

    Исключение: зорева̀ть.

    В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.

    Исключение: у̀тварь.

    В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

    Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

    В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.

    Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

    В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

    Исключения: скачок, скачу.

    Написание гласных, зависящее от значения слова

    В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.

    В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.

    Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.

    Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

    Правило I. Корни с чередованием И//Е

    Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:

    • -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
    • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
    • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
    • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
    • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
    • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
    • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
    • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
    • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

    Правило II. Корни с чередованием А//О

    Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О:

    • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
    • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

    Правило III. Корни с чередованием А//О

    Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:

    • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

    Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

    Правило IV. Корни с чередованием А//О

    Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О:

    • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

    Правило V. Корни с чередованием А//О

    Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О:

    • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
    • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

    Правило VI. Корни с чередованием А//О

    Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О:
    Исключения:зорянка, зоревать.

    • -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)

    Правило VII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:

    • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

    Правописание корней

    Краткое правило равн ровн

    Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка. 

    Проверяемые

    Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую. 

    Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

    Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

    Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

    • водить, проводить, провОдят;
    • вода, заводь, вОдный.

    По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

    коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные. 

    Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса. 

    Чередующиеся

    В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

    Смотрим на суффикс

    Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

    Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

    • -кос — кас- : коснуться — касание
    • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
    • -а(я) — им-

    Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

    Ищем ударение

    От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

    гор — гарзагар — загораю. Исключение: выгарки.
    зор — зарзори — заря. Исключение: зоревать.
    твор — твартварить — творчество — творить. Исключение: утварь.
    клон — кланпоклон — кланяться — склонить.
    плов — плав — плывплавучесть. Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

    Разбираемся со значением корня

    Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

    1. Вымокнуть – пропитаться влагой. 
    2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость. 

    Анализируем согласные в корне

    Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

    -лаг-полагать, прилагательное
    -лож-положить, предложить, изложить
    -раст-возраст, растить
    -ращ-выращивать, приращение
    -рос-заросли, вырос
    -скак-выскакивать, скакать
    -скоч-выскочить, перскочить

    Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

    В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

    КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ  СПИСОК ИСКЛЮЧЕНИЙ
    чет — читчета, сочетать, сочетание
    гар — горгаревой, выгарки, изгарь, пригарь
    зар — зорзоревать, позоревать
    плав — пловпловец, пловчиха, плывун + (приставка)плввать
    твар — творутварь
    лаг — ложполог
    раст/ращ — росростовщик, росток, отрасль, Ростислав, Ростов, Ростов-на-Дону
    скак — скочСкачи! скачок, скачки, скачкообразный
    мак — мокПромокни написанное промокашкой, промокательной бумажкой
    равн — ровнравнина

    Непроверяемые

    В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

    • Антагонизм,апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
    • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
    • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
    • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

    Примечание:

    1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
    2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только уравняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул'- нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

    Практика ЕГЭ по русскому языку: 

    • решай 9 задание 
    • тренировочные варианты

    Конспект урока: «Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-» 6 класс»

    Краткое правило равн ровн

    Наша кнопка

    Скачать материал

    Конспект урока на тему:

    «Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»

    6 класс

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Алексеева Елена Александровна

    г. Магнитогорск

    2012

    Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-

    Тип урока: комбинированный

    Методы: словесный, наглядный

    Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

    Фотография животного, дидактический материал, схема.

    Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.

    развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;

    воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.

    Оформление доски:

    Поравняться

    макнуть

    сровнять

    сравнить

    заровнять

    промокнуть

    промокает

    Классный урок.

    Чередование гласных в корнях

    равн- / ровн- и мак- / мок-

    Р…вноправный, непром…каемый, р…вняйсь, подр…внять, вым…кнуть, ур…внять в правх, прир…внять, м…кать.

    Д/з – составить орфографический диктант (10-15 сл.) на изученное правило, выделить корни в словах объяснив их написание.

    Ход урока

    1.Оргмомент (1 мин)

    Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.

    2. Проверка домашнего задания (5 мин)

    Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.

    Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:

    1. Все ли справились с домашним заданием?

    2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

    Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.

    3. Орфографическая разминка (5 мин)

    Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.

    2. Создать настрой для повторения материала.

    Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.

    Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.

    Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах.

    Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.

    Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?

    Учитель диктует второе предложение.

    Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края.

    Вопросы ученикам:

    1. Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?

    2. Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул, несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?

    3. Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?

    Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.

    4.Изучение нового материала (5 мин)

    Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».

    равн- / ровн-

    значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный

    исключения: уровень, поровну, исключения: равнина, равнение ровесник

    мак- / мок-

    значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость [1, c.21-22]

    Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а, если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а, если слово имеет значение погружать в жидкость, о – при значении пропускать жидкость.

    5. Закрепление материала (15 мин)

    Задача: отработка полученных знаний на практике.

    1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн  / ровн-, мак- / мок-.

    Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о, потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а, так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о, так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о, так как они со значением – пропускать жидкость.

    2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.

    Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.

    Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.

    3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.

    Вывод по заданию: в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а, если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а, если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.

    4.Распределительный диктант. Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.

    Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.

    Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о, так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а, так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а, так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а, так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о, так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.

    5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.

    Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.

    Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.

    6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.

    Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.

    6. Работа с фотографией животного (10 мин)

    Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.

    [2]

    Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:

    1. Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?

    2. Какими могут быть темы повествования?

    3. Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?

    Задание: ученики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.

    Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.

    Вывод по заданию: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.

    7. Подведение итогов (2 мин)

    Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.

    Вопросы к ученикам:

    1.Что нового вы сегодня узнали?

    2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?

    Вывод: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.

    Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.

    8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

    Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.

    Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.

    Приложение

    Карточка 1

    Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

    (За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…ла­лась зелёная равнина [1, c. 126].

    Карточка 2

    Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

    Только Пиратка равно­душно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось [1, c. 73].

    Карточка 3

    Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

    На б…лотах и на солон­чаках уже (ни)что (н…)росло [1, c. 174].

    Список использованных источников

    1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

    Интернет-ресурсы

    1. http://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/

    Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.