Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

Содержание

Корни с чередованием гласных: происхождение, правописание безударных гласных, примеры и таблица

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

> Русский язык > Корни с чередованием гласных: таблица и примеры

Корень — основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков.

За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис, грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна.

И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

  • Происхождение чередующихся гласных в корне слова
  • Правописание корней с чередующимися гласными
  • Другие случаи чередований

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

: буквы «о» и «е» после шипящих в корне слова.

В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.

Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.

Происхождение чередующихся гласных в корне слова

Откуда в русском языке корни с аблаутом — обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.

: пословицы о семье и семейных ценностях для 5 класса.

Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?

  1. Из праиндоевропейского языка. Например, из него происходит, наверное, самый «старый» аблаут — е/о. Существовал он ещё в те времена, когда не только русского, но и славянского языка не было. Типичный пример: нести — носить, везти — возить.
  2. Из праславянского языка. В нём гласные были краткие и долгие. Со временем это явление исчезло, а следы остались. Пример такого чередования: приложить — прилагать.
  3. Следствие падения редуцированных гласных. Когда-то буквы ъ и ь были гласными. Со временем они либо исчезли, либо превратились в гласные полного образования, а в некоторых корнях произошло и то, и другое: сон — сна.
  4. Следствие исчезновения дифтонгов и носовых звуков. От них оставался один звук, но не всегда. И следы этого мы видим в таких примерах, как: выть — воет, сухой — сохнет, время — времена, тяга — тугой, виться — взвейтесь.
  5. Из церковнославянского языка. При его влиянии в русском языке появились пары слов вроде город — град, голова — глава, молоко млекопитающие, берег — прибрежный, разровнять — выравнивать.

Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словахжать, пожинать, жница, пожимать такое разнообразие в корне — следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.

Правописание корней с чередующимися гласными

Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки.

Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются.

Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне.

критерий выбораправило и примерыисключенияпримечания и особые случаи
суффикс за корнеме/и. Если за корнем суффикс -а-, то в корне пишем и. В остальных случаях — е. берём — забираем, умирать — умереть, стирать — стереть, отжигать — сжечь, отпирать — отпереть застилать — стелить стирать — тереть блистать — блестеть, читать — прочестьсочетать, чета, протирка задираиногда чередуются с нулём звука: забрать, запрём
а(я)/им, а(я)/ин. Если после корня суффикс -а-, в корне пишем -им-, -ин-. В других случаях пишем а. сжимать — сжать, пожинать; понять — пониматьзажинки, дожинки (фольклорные термины, относящиеся к жатве) жом, выжимкаиногда чередуются с нулём звука: жница
-кас-, -кос-, -лаг-, -лож-. Если за корнем суффикс -а-, пишем а, в противном случае — о. касаться — коснуться, полагать положитьполог, пролог
ударение-гар, -гор-, твар-, -твор-, плав-, плов-, -клан-, -клон-. -а- под ударением, о без ударения. кланяться — уклоняться, загар — гореть, плавать — пловец, творить — тварь. -зар-, -зор-. Под ударением о, без ударения а заря — зоренькаутварь, пловец, а так же слова, где под ударением о: поклон, затвор зоревать, заревов корне -плав-, -плов- может быть чередование с ы: плыть, плывун.
буква за гласной-рост-, -рас-, -ращ-. Перед -ст- и -щ- пишется а, перед -с- о расти, выращенный, рос -скак-, -скоч-. а перед -к-, о перед -ч- скакать — выскочитьросток, рост, ростовщик, подросток, отрасль, роща скачок, скачу, скачки, скок
лексическое значение-мак-, -мок-. Пишем а в значении «погрузить в жидкость», о в значении «пропустить жидкость через» макать — мокнуть -равн-, -ровн-. Пишем а в значении «одинаковый», о в значении «прямой» равенство, ровный, уравнение, подровнять -крап-, -кроп-. Пишем о в значении «обрызгать», а в значении «покрыть мелкими пятнами» окропить — крапленыйравнина, равняйсь!, поровну, уровень, равнение, ровесник
глагольный суффиксо/а. в некоторых глаголах несовершенного вида с суффиксом повторяемости действия -ыва-, -ива- корневая о меняется на а говорить — уговаривать просить — упрашивать мочить — замачивать топтать — утаптыватьне следует проверять безударную гласную по глаголу с суффиксами -ыва-, -ива-

Другие случаи чередований

Таблица, конечно, не описывает всех слов с чередующимися гласными в корне. Есть и очень интересные случаи с ними, например:

  • корень -вес-, -вис-. В нём пишется е под ударением и и без ударения, но своеобразной точкой отсчёта служат слова вес и висеть. А вот в словах, образованных от них, это правило не работает: производные слова сохраняют ту букву в корне, которая была в изначальном слове. Наапример: висеть — вис — виснуть, вес — весы — весовой.
  • корень -сид-, -сед-. Выбор гласной зависит от твёрдости или мягкости д: сидеть, сидячий, сиденье, седло, заседать. А дальше опять работает правило словообразования: отсидка, сёдельник. Данный корень чередуется так же с -сад-, -саж-, -сяд-: посадить, сажать, сядем.

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

Размещено 19.04.10 в рубрике , Четыре группы корней с чередованием. Проверочные слова к ним не подбираем! Группы с примерами корней выучить! 1. Группа корней, написание которых зависит от ударения.

В этой группе все намешано-перемешано.

Корни мы имеем такие: -зор-//-зар- -гор-//-гар- -клон-//-клан- -твор//-твар- В корне зор-//-зар- без ударения пишется А, в корне -гор-//-гар- без ударения пишется О, а в корнях клон-//-клан- и -твор//-твар- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О. САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ЗАГАР ПОЛУЧАЕТСЯ НА ЗОРЬКЕ! Корень зор-//-зар-, с чередованием.

Вспоминаю ЗОРЬКУ. Под ударением О, значит, пишу в безударной позиции А.

Корни -клон-//-клан- и -твор//-твар- : пишем в безударной позиции только О.

2. Группа корней, написание которых зависит от последней согласной корня.

Таблица чередующихся гласных в корне слова с примерами

Чередующиеся гласные в корне слова Корень Правило Примеры -ГАР- -ГОР- Под ударением пишется А, без ударения — О Зага́р, уга́р Заго́реть, уго́реть -ЗАР- -ЗОР- Под ударением пишется О, без ударения — А Зо́ри — заря́ (исключение: зорева́ть, зорянка) -КАС- -КОС- О пишется в корне перед Н, А — в остальных случаях Коснуться Касаться -ЛАГ- -ЛОЖ- А — пишется перед Г, О — перед Ж Прилагательное, Приложение -КЛАН- -КЛОН- Без ударения пишется О, под ударением — как слышится.

Обмакнуть (перо в чернила) Промокну́ть, намока́ть -ПЛАВ- -ПЛОВ- Всегда пишется А Поплавок, выплавлять (исключение: пловец, пловчиха) -РАВН- -РОВН- А — пишется в словах со значением равный, одинаковый, О – со значением ровный, гладкий Сравнительный,

Правописание гласных О-А в корнях с чередованием.

6-й класс

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, с одной стороны, и стремительного роста объема информации в различных сферах науки и общественной жизни, с другой.

Открытый урок 6 класс по теме «Чередование гласных в корне»

— Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием?

Предложите план нашей работы на уроке.

Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? «Восстанови таблицу» Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: синяя группа — от ударения, зеленая – от последующей буквы, желтая – от суффикса А) Условия написания гласной в корнях с чередованием Корни с чередованием 1.

5. -лаг-, -лож-; 6. -гар-, -гор-; Проверка с доски Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать

Правописание и – е в корнях с чередованием

Цели урока: 1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий; 2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; 3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Все корни с чередованием таблица корни правила примеры исключения

« Квартира по наследству в санкт Оформление трудовых книжек при увольнении образец » admin | 12.05.2020 — 15:50 |12.05.2020 Статьи Правописание чередующихся гласных в корне слова Чередование а и о 1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; заг а́ р, уг а́ р – загор е́ лый, угор е́ ть. Исключения: в ы́ гарки, и́ згарь, пр и́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: з а́ рево, з о́ рька – зарн и́ ца, озар я́ ть.

Исключение: зорев а́ ть. 3. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кл а́ няться, покл о́ н – поклон и́ ться, поклон е́ ние. 5.

Чередующиеся гласные в корне слова

В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные.

Какие правила регулируют чередование? Итак, выбор между а и о может зависеть от тех согласных, которые используются в корне. Это такие случаи, как раст- и ращ-, чередующиеся с рос: если корень оканчивается на ст или щ, используется а, если на с, то о.

Из данного правила есть несколько слов-исключений, которые легко запомнить с помощью мнемонического предложения – Ростовщик Ростислав из Ростова взял росток и сделал отрасль. То же правило распространяется на слова с корнями лаг и лож: прилагать, но приложить, и скак и скоч: скакать, но вскочит. Исключениями являются такие слова, как пролог и скачок.

Вторая модель чередования основана на значении слова с чередующимся корнем.

Правописание корней с чередованием гласных

Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников. На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.

В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.

Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах. I. ПОВТОРЕНИЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Безударные гласные корня, проверяемые ударением чередующиеся не проверяемые ударением глота’ть – гло’тка убирать кастрюля II.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

Урок на тему «Гласные в корнях с чередованием» — 6 класс учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

24.01.2016 — 18:15 — Презентация к урокув 6 классе на тему «Гласные в корнях с чередованием», приложения: таблица, тест. ВложениеРазмер 2.01 МБ 18.79 КБ 25.96 КБ Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: Слайд 1У человека на Земле много дел.

Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить.

И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку.

Материалы к урокам

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

Класс: 5

1. Напишите  правило или нарисуйте схему

2. Вставьте  пропущенные буквы, графически выделите  орфограмму.

              Р…сти, р…сти, яблонька,      Выр…стайте, яблоки,
              Подр…стай!   Поскорей!
              Цвети, цвети, яблонька,     Р…сла, р…сла яблонька,
              Расцветай!                             Подр…сла.
              Золотое солнышко,   И наелась яблочек детвора.
              Ярче грей!

Почему в предложениях так много запятых?

3. Запишите   данные слова в два столбика:

выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.

А                                               О ………………………………..       ………………………………… ………………………………..       …………………………………………… ………………………………..       ………………………………… ………………………………..       ………………………………… ………………………………..       …………………………………

………………………………..       …………………………………

4. Вспомните  и запишите  все слова-исключения.

………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………..

5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.

  • Дети  ………………  не по дням, а по часам.
  • На плохой почве трава не  ………………….  .
  • Не беречь  …………………  –  не видать и цветочка.

6. Отгадайте   загадку.

Что зимою вниз головою на крышах р…стет?
(Можете нарисовать ответ!)

Усложнённый уровень.

1. Прочитайте. Разберите  выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!) 

В каком слове есть орфограмма «РАСТ-РОС»?

—  Зачем выр…стаю? – Снегурка спросила меня.

—  Я знаю, что скоро растаю,

Растаю, по камням звеня…

Проверочная работа по теме «Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»

В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________

Вспомните правило: 

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

1. Базовый уровень

Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

Подчеркните исключения.

1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.

2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.

3)  Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.

2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)

Без удобрений не будет р…стений.

Л…жился на поля туман.

Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.

Изл…жите содержание параграфа учебника.

В доме еще не л…жились.

Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

Рис р…стёт на болотистых местах.

Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.

Берег моря покрылся  водор…слями.

Эти места удивляют богатой р…стительностью.

3. Усложнённый уровень

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. 

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. 

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

4. Усложнённый уровень

Найдите «четвёртое лишнее»:

водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли

изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться

5. Усложнённый уровень.

Составьте предложение со словом «р…стовщик» по схеме:  сущ – сущ

Орфографический практикум по теме «Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»

От чего зависит правописание корней 2 группы?  ___________________________

В каком корне без ударения А? _______________Например  ___________________

В каком корне без ударения О? ________________Например  __________________

 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Дог…рающая з…ря,  заг…релый пловец,  оз…рённый светом,  сг…ревшая спич…ка, 
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы,  оз…рить лучом,  подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.

2. Вспомним строки великого Пушкина.

Г…рит восток зарею новой. Сг…рел граф Нулин от стыда. Но близок день, лампада дог…рает. Но в нас г…рит еще желанье.

Вечерняя заря в пучине дог…рала.

3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.

1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать   __________________________________

2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть.    ______________________________________

3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________

4. Вставьте буквы, подчеркните «четвёртое лишнее».

З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.

Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.

Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»

1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный,  выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.

Е                                                                       И …………………    ………………….         …………………    …………………… …………………    ………………….         …………………    …………………… …………………    ………………….         …………………    …………………… …………………    ………………….         …………………    …………………… …………………    ………………….         …………………    ……………………

…………………    ………………….         …………………    ……………………

2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………

3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?

4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.

Образец: снять-снимать.

Сжать- …………………., обнять-……………………,

понять-…………………, внять-………………….., пожать-……………………,

начать-…………………., занять-…………………, принять-……….. ………….

Творческая работа № 1 по теме «Корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ»

Перед тобой материал для небольшого сочинения: «На уроке» или «В походе». Внимание! Все слова перемешались. Попробуй разобраться, выбери нужные и напиши сочинение на одну из тем. Будет отлично, если добавишь слова с корнем РАСТ-РАЩ-РОС.

Предпол…гать изменения в маршруте, пол…жительная  характеристика, распол…гающая улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти  прил…гательное, произвести сл…жение, распол…жение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, прохладно под пол…гом ветвей,  склоняешь прил..

гательное, пол..жение безвыходное, предл…гать пути решения, изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; неизвестные сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гаться у дома, прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жить к ране, трудное пол..жение.

Творческая работа № 2 по теме «Корни с чередованием»

Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя предложенный материал.

Распол_гаться непод_лёку, под пол_гом ветвей, непрох_димые зар_сли, бл_стеть на со_нце, зар_сли  р_машками, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, разл_жить еду, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , дог_рает з_ря, на утренней зорьке, бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, д_лёкие з_рницы, бл_стающие р_синки, сн_мать к_пюш_н, сж_мать в руках, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, удастся ли отст_рать футболку, р_стут во множестве, смелый Р_стислав, прин_маться за дело, костёр дог_рел, сн_мать фильм, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман ………

Творческая работа №3  по теме «Корни с чередованием»

Напишите небольшой рассказ, используя как можно больше слов, в которых есть корни с чередованием  (раст-рос, лаг-лож, зар-зор, гар-гор, корни с чередованием Е-И). Может быть, это будет рассказ о художнике? Или о несчастном промокшем туристе?

Непром…каемое пальто; плащ с капюш…ном, ш…в на рук…ве, вым…кнуть под дождем; разж…гать к…стёр, пол…жить др…ва, соб…рать цветы,  з…ря разг…рается, обм…кнуть кисть в краску; нам…чить рукава; подр…внять волосы, ср…внить два вида, р…внение на середину, вым…кшая рожь, м…кать сухарь в чай, сапоги пром…кают, ср…внить  р…стения, дог…рающая з…ря, пост…лить на тр…ву.

Тексты детей

Ночлег в лесу

Однажды мы с семьёй решили устроить н…члег в лесу. Папа разл…жил вещи, уст…новил п…латку и подг…товил место для к…стра. Наш маленький лагерь распол…гался напод…лёку от реки. Вечером мы с…дели под пол…гом ветвей. Рядом были непрох…димые зар…сли кр…пивы. В л…су разд…вались т….инственные ш…рохи. Мы зам…рали от страха.

Папа ш…потом успокаивал нас. Ноч… прошла сп…койно. Утром мы пошли соб…рать грибы. Вдруг бл…снула молния и начался дождь. Мы вым…кли до нитки! Приб…жали к п..латке и стали выт…раться полотенцем.

Как кр…сиво вокруг! Повсюду бл…стят капли р…сы, г…рят звёздоч…ками на листьях и р…сточках. Мы не пож…лели, что выбрались в лес.

     91 сл.

Текст составлен …. Анной

Смелый Ростислав

Рано утром Р…стислав пош…л в похо… . Он распол…жился на краю оврага под пол…гом в…твей огромной ели. Вокруг были непрох…димые зар…сли. На п…ляне р…сли неизвес…ные Р…стиславу р…стения. Скоро наступил вечер. Наш герой стал разж…гать к…стёр: сл…жил сухие ветки и подж…г.

Потом он с…дел и слушал лесные ш…рохи. Его кл…нило ко сну. Вдруг раздался ужас…ный  рёв. Ростислав подск…чил на месте! Он чуть не ум…р от страха. Др…жащей рукой взял огромную палку и полез в овраг…  Там никого не ок…залось! Кто же это был? Р..стислав сг…рал от любопытства.
Может быть, ему всё приснил..

..сь?   90 слов

Текст составлен ………..  Владимиром

Важные уроки

Однажды учительница ру…кого языка дала нам пр…верочную р…боту по скл…нению прил…гательных. А ещ… нас ждало изл…жение. Трудно! Мы решили предл…жить друг другу помощ… По классу пол…тели записки.  Учительница сказала: «Нужно пол…гаться только на себя!»

Текст составлен  ……………… Марией

За артефактом!

Как-то раз я предл…жил друз…ям отправит…ся в поход. Все согл…сились. Каждый предл…гал свой маршрут, но я пол…жился на свою интуиц… и повёл всех в непрох…димые зар…сли. Там в давние времена распол…гался лагерь кочевников.

Пора было нач…нать раскопки. Мы долго трудились и сильно заг…рели на солнце. К…лючие р…стения расцарапали нам руки. И вот нахо..ка: ст…ринный шлем! Ура! Мы были счас…ливы.

З…ря уже дог…рала, когда мы в…рнулись домой.

    68 слов

Текст составлен …………………..   Фёдором

Как мы сн…мали фильм

Однажды мы п…шли в поход и р…шили снять на пам…ть короткий фильм. Вот мы распол…гаемся  возле реч…ки и нач…наем готовит…ся. Смелый Р…стислав над..вает куртку с к…пюш…ном и идёт к непр…ходимым зар…слям кр…пивы. Девочки б…рут крем от к…маров и нат…рают руки.

Потом накладывают бл…стящий грим и прин…маются кр…чать дикими голосами, как будто отр…вились яд…витыми р…стениями. Вдруг все зам…рли, потому что из кр…пивы выб…рается Р…стислав, весь в ож…гах от р…стков кр…пивы.

 
Вот какой фильм у нас получился! Просто триллер!          81 сл

Текст составлен ……………………………… Екатериной

Как Р…стислав за мёдом ходил

Р…стислав был большим любит…лем сладкого. Он с…ел в доме все к…нфеты и стал соб…раться в лес, за мёдом.  Он пол…жил в рю…зак бано..чку для мёда и ложку, чтобы сразу п…пробовать.

 Вот Р…стислав входит в лес, заб…рается на высокую ель и пытает…ся пр…никнуть в гн…здо диких пч…л.
Тут же нач…нается что…то ужасное! Пч…лы выл…тают из гн…зда и нап…дают на мальчика.

Бедный Р…стислав мгновенно сл…зает с дер…ва и бежит домой.   Неудач…ный п….ход!         76 слов

Текст составлен ………………………..   Антоном.

Потерялись!

Вчера мы п…шли в п…ход. Перед нами ра(с,сс)т…лалась кр…сивая р…внина. Вокруг цв…ли неизвес…ные р…стения, пели птиц… . Сер…це зам…рало от восторга!
Вдруг нач…лась гр…за. Все поб…жали куда гл…за глядят и … пот…рялись.

Где распол…гается наш лагерь? Пришлось пол…гаться на компас. Ок…залось, что никто не…умеет им пользоват…ся. Пол…жение безвыходное. Все стали предл…гать пути р…шения. Р…стислав взял ответственность на себя и вывел нас к лагерю.

Ура!    64 слова

Текст составлен  ………………………  Глебом

В походе

Всё лето мы с подругой пл…нировали поход с  н….чёвкой  в лесу. И вот мы с Катей на л…сной опушке. Лучики со…нца заг…рались в капельках р…сы. Мы распол…жились под пол…гом ветвей высокой ели. Катя разл…жила вещи, а я соб…ралась разж…гать к…стёр.

Приг…товленная еда была необыкновенно вкус…ной. После завтрака мы выт…рли руки полотенцем и стали уб…рать за собой. Ведь в лесу должно быть чисто! В поисках грибов и ягод мы заб…рались в овраги, где р…сли неизвес…ные нам р…стения.

Мы не раз обж…гались о кр…пиву и очень устали. Разл…жили спальные мешки под первым же дер…вом и стали разг…варивать обо всём на свете. Ночь прошла спокойно. Ни ш…роха, ни ш…пота.

Солнце только нач…нало св…тить, и на утренней з…ре мы отравились в обратный путь.

Такие походы запом…наются надолго!    125 слов

Текст составлен ……………… Стефанией

Кроссворды

17.05.2018

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс — Судебное дело

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

Размещено 19.04.10 в рубрике , Четыре группы корней с чередованием. Проверочные слова к ним не подбираем! Группы с примерами корней выучить! 1. Группа корней, написание которых зависит от ударения.

В этой группе все намешано-перемешано.

Корни мы имеем такие: -зор-//-зар- -гор-//-гар- -клон-//-клан- -твор//-твар- В корне зор-//-зар- без ударения пишется А, в корне -гор-//-гар- без ударения пишется О, а в корнях клон-//-клан- и -твор//-твар- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О. САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ЗАГАР ПОЛУЧАЕТСЯ НА ЗОРЬКЕ! Корень зор-//-зар-, с чередованием.

Вспоминаю ЗОРЬКУ. Под ударением О, значит, пишу в безударной позиции А.

Корни -клон-//-клан- и -твор//-твар- : пишем в безударной позиции только О.

2. Группа корней, написание которых зависит от последней согласной корня.

Задание 8. Правописание корней

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

  • проверяемыми,
  • непроверяемыми,
  • чередующимися.

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай  правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания  требуется  уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением. 

Почему пишем букву о, а не а в словах: коза, козёл? Потому что  —  ко´зы!

Как проверить? 

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´, козёл – ко´зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´, козёл – ко´зий, ко´злик.

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Совет №1: для всех, кроме готовящихся к ЕГЭ*:

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники.

 Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности.

 Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Совет №2: готовящемуся к ЕГЭ:

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит. 

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.

 Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог-? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-?»

Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников.

Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог- пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог , предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями.

Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник» под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил:  стереть-стирать

Если  в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, – блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс а, пиши в корне и: убирать, блистать,
нет суффикса а, пиши е: берёт, блестеть. 

2.Чередование гласных в корнях кос//кас:  коснуться — касаться

Если  в слове 

  • есть суффикс а, пиши в корне а: касаться, касание, 
  • нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак: вымок — макать

Если в словах с корнями -мок-//-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем,
«погружать в жидкость», пиши а: макать.

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн: выровнять —уравнять

Если в словах с корнями  -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки,
«равенство», пиши а:  уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар, твор//твар, клон//клан: блин подгоре´л

Если корни -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-

без ударения, пиши о:  гори´т, клони´лся, твори´ть,под ударением, пиши, как слышишь: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь.


Исключение: 
при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар: заря´

Если корни -зар-//-зор-

без ударения,  пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением,  пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав: поплаво´к– пловцы´  (искл.) 

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч: выросло  растение, слагаемое — сложение, скакать — выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о: росла,  
    ст или щ, то а: расти, выращенный,
  • ж, пиши о: предложение,
     г, то а: слагаемое,
  • ч, пиши о: выскочка, 
    к, то а: скакалка.

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый)и их производные: росточек,ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.

Не путай:

производные от глаголов скакать и глаголов на основу -скочи(ть): 1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить

Примеры:

проскакать на коне — проскочить мимо,

Список корней,которыеобязательно нужно знать

каждому:

1-9: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, -блест-//-блист-, -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос- 

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ-, -лаг-//-лож-, -скак-//-скоч-

 

Источник: //russkiy-na-5.ru/articles/985

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.