Сроки обжалования действий должностных лиц

Содержание

Обжалование действий (бездействий) должностных лиц органов контроля

Сроки обжалования действий должностных лиц

Публичная администрация при осуществлении своей властной деятельности должна руководствоваться принципом «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» 1.

Однако должностные лица органов контроля (надзора) в процессе проведения проверки медицинской (фармацевтической) организации могут выходить за рамки своих полномочий или иным способом нарушать права и законные интересы проверяемых лиц.

Противоправные действия (бездействия) должностных лиц органов контроля

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) можно выделить следующие противоправные действия (бездействия) должностных лиц органов контроля:

  • Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения,
  • Нарушение сроков проведения проверки,
  • Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
  • Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
  • Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок
  • Проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора)
  • Непредставлении акта о проведенной проверки;
  • Иные основания, указанные в Законе № 294-ФЗ.

Необходимо отметить, что другими федеральными законами могут устанавливаться иные основания для признания неправомерными действий (бездействий) должностных лиц органов контроля.

Способы обжалования

В соответствии со ст. 21 Закона № 294-ФЗ можно обжаловать не только акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений, но и действия/бездействия должностных лиц органа контроля.

Согласно п.4 ст.

21 Закона № 294-ФЗ руководитель или иное уполномоченное лицо медицинской организации при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также возможно обжаловать действия/бездействия должностных лиц органа контроля в органы прокуратуры.

Обжалование в административном порядке

При проведении административных производств организации зачастую привлекаются к административной ответственности, вследствие чего должностное лицо органа надзора или судья выносит решение о той мере административного наказания, которой необходимо подвергнуть правонарушителя.

В случае несогласия с таким постановлением по делу об административном правонарушении медицинская (фармацевтическая) организация в административном порядке может попытаться его обжаловать.

Но обжаловать можно не только вынесенное решение, но и сами действия/бездействия должностных лиц органов контроля. Срок для обжалования действий/бездействий должностных лиц составляет 3 месяца.

Необходимо отметить, что срок на обжалование по актам и предписаниям является гораздо меньшим и составляет 15 дней, а для обжалования постановления об административном правонарушении отведено и вовсе всего 10 дней.

Жалоба на действия (бездействия) должностного лица подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, уполномоченному на ее рассмотрение.

Форма жалобы

Действующим законодательством не установлены требования к форме жалобы на действия (бездействия) должностных лиц. Данный документ составляется в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих обоснованность жалобы или их заверенные копии.

жалобы

  • Наименование и адрес органа контроля;
  • Наименование, ИНН, адрес медицинской организации;
  • Наименование документа – «Жалоба на действия (бездействия) должностных лиц органа контроля».
  • Фактические обстоятельства проверки: ФИО должностного лица (лиц) проводившего проверку, дата начала и окончания проведения проверки, дата составления и вручения акта проверки, противоправные действия (бездействия) совершенные должностным лицом;
  • Права и законные интересы, которые, по мнению медицинской (фармацевтической) организацией, нарушены должностным лицом;
  • Правовое обоснование жалобы;
  • Дата составления жалобы;
  • Приложение к жалобе: документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, доверенность (заверенная копия) в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.

Рассмотрение жалобы

Рассмотрение жалобы регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

Срок рассмотрения возражений на акт

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившую жалобу не более 30 календарных дней.

По итогам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе:

  • Оставить жалобу без удовлетворения;
  • Удовлетворить жалобу и признать действия (бездействия) должностных лиц незаконными.

Порядок рассмотрения

Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органов контроля подается в Арбитражный суд и рассматривается по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).

Право на обращение в суд

Медицинская (фармацевтическая) организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, контроля и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления деятельности.

Срок подачи заявления

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда медицинской организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.4 ст. 198 АПК РФ).

Требование к заявлению

Требования к заявлению регламентированы п. 1,2,10 ч. 1, ч.2, 3 ст. 125, ст. 126, 199 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны:

  • Наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • Название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • Права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • Законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  • Требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Приостановление действия оспариваемого решения

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Срок рассмотрения

Заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Бремя доказывания

Обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда

Арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными или об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исполнение решения

Решения арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Копия решения арбитражного суда направляется в 5 срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Обжалование решения

Данное решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке в соответствии с действующим процессуальным законодательством.

Апелляционная (кассационная) жалоба подается через арбитражный суд, принявший решение.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ.

Ответственность должностных лиц

Действующим законодательством предусмотрена ответственность должностных лиц, в том числе, за совершение противоправный действий/бездействий в ходе осуществления государственного контроля (надзора):

  • Дисциплинарная;
  • Гражданско-правовая;
  • Административная.

Право медицинских (фармацевтических) организаций на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля

Гражданско-правовая ответственность должностных лиц, органа контроля выражается в следующем:

Вред, причиненный медицинским (фармацевтическим) организациям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, признанных неправомерными (на основании решения суда), подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 1069 ГК РФ).

Не подлежит возмещению вред, причиненный медицинской (фармацевтической) организации правомерными действиями должностных лиц органа контроля.

Определение размера вреда

При определении размера вреда, причиненного медицинской (фармацевтической) организации неправомерными действиями (бездействием) органа контроля, их должностными лицами, также учитываются:

  • Расходы медицинской (фармацевтической) организации, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности,
  • Затраты на получения юридической или иной профессиональной помощи для взыскания расходов с органа контроля.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в:

Повторное совершение данного административного правонарушения либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.

Административный иск на действия должностного лица

Сроки обжалования действий должностных лиц

Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.

Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав.

Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ.

При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием. 

Скачать образец:

  Административный иск на действия должностного лица

Пример административного иска на действия должностного лица

В Харабалинский районный суд

Астраханской области

Административный истец: ООО «Бригантина»,

адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714

тел. 689452310 е-майл: mail@brigantina.chop

Административный ответчик: заместитель начальника

Управления МВД России по Астраханской области,

адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

Административный ответчик: Управление МВД России

по Астраханской области,

адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке).

Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму.

Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г.

я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации».

Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

Прошу:

  1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности

Приложение:

  1. Копия жалобы на действия должностного лица
  2. Квитанция госпошлины в суд
  3. Копия письма с отказом
  4. Копия ответа на жалобу
  5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

Василенко Ю.Б.                                           20.11.2016 г.

Должностные лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Как подготовить жалобу на действия должностного лица

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу.

Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица.

Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право. 

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Подача и рассмотрение требований

Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока.

Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица  – 2 месяца.

Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.  

Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований.

То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения.

Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.  

При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена. 

Обжалование действий должностных лиц

Сроки обжалования действий должностных лиц

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

​Должностное лицо – представитель власти, который в пределах своей компетенции вправе осуществлять определенные действия и принимать решения, обязательные для граждан и организаций.

Как обжаловать действия должностных лиц? Законодательство предусматривает возможность любого лица, чьи прав и интересы нарушены незаконными действиями должностного лица, обжаловать (оспорить) такие действия и компенсировать причиненный вред.

На практике подача жалобы обычно происходит по причине осуществления должностными лицами действий, которые:

  • незаконны, в том числе выходят за пределы компетенции (полномочий) представителя власти;
  • влекут за собой издание незаконного решения;
  • связаны с неправомерным причинением вреда (материального, морального, здоровью и жизни) либо влекут иные негативные последствия, нарушающие законные права и интересы.

В большинстве случаев противоправные действия должностных лиц осуществляются ими в рамках определенных процедур или процессуальных правил, и они незаконны либо сами по себе, либо по причине выхода за пределы компетенции представителя власти (превышение полномочий).

Подача жалобы – один из наиболее простых вариантов защиты. Кроме того, принятое по жалобе положительное решение (ее удовлетворение) – основание для применения других мер защиты и возмещения вреда.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:

  1. В порядке подчиненности. Жалоба подается на имя руководителя должностного лица или в вышестоящую по отношению к нему инстанцию, если обжалуемое действие было санкционировано руководством или согласовано с ним.
  2. В порядке административного искового судопроизводства. В этом случае готовится не жалоба, а административный иск, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражем – согласно правилам подсудности.
  3. В порядке прокурорского надзора. Жалоба может быть направлена в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Это универсальный вариант, и при определенных условиях прокуратура вправе самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту гражданина.

Основные правила подготовки жалоб

Жалобы подаются либо в порядке подчиненности, либо в прокуратуру. При этом можно придерживаться одинаковых правил подготовки заявления.

Жалоба должна содержать:

  1. Наименование инстанции, куда она подается – данные руководителя должностного лица, его должность, наименование органа.
  2. Данные заявителя (ФИО, адрес, контактная информация).
  3. Название документа – «заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица».
  4. Подробное описание нарушения – что именно обжалуется, как это нарушает права и интересы заявителя, какие именно нормы нарушены (ссылки на статьи, положения нормативно-правовых актов), какие негативные последствия для заявителя влечет нарушение и другие имеющие отношение к делу сведения. Если нарушений несколько целесообразно каждое рассматривать отдельно.
  5. Резюмирующие выводы.
  6. Требования заявителя, например:
  • признать такие-то (указать какие именно) действия, такого-то (ФИО, должность, место работы) должностного лица незаконными;
  • принять меры к устранению нарушения (можно конкретизировать, какие именно решения (действия), по мнению заявителя, должны быть приняты).

Жалобы готовятся строго в письменном виде, но могут быть направлены как в обычном виде (лично, почтой, представителем), так и электронном. Сервисы электронной подачи жалобы есть на официальных сайтах соответствующих органов власти. Здесь же можно посмотреть и изучить подробно информацию об особенностях обращения в конкретную инстанцию – такие сведения обязательны для публикации.

К жалобе можно, а иногда и нужно, прикладывать документы и другие материалы, подтверждающие ее обоснованность и информацию, на которую заявитель ссылается в заявлении.

Административные иски

Для судебного рассмотрения жалоб предусмотрен специальный административно-судебный порядок. И, по сути, речь идет об обычном судебном процессе с участием истца (заявителя) и ответчика (должностного лица), действия которого обжалуются.

При подготовке иска особое внимание следует уделить его содержанию (ст. 125 КАС РФ):

  1. Наименование суда.
  2. Данные об истце и ответчике.
  3. Описание нарушения.
  4. Сведения о решении вопроса в порядке подчиненности, если такая жалоба подавалась.
  5. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования, если он обязателен. Например, для урегулирования спорных ситуаций с налоговыми органами и их должностными лицами такой порядок предусмотрен, и, в принципе, он повторяет процедуру обжалования в вышестоящую инстанцию.
  6. Конкретные требования к ответчику и ходатайства перед судом. Требования должны соответствовать характеру заявления и, в частности, могут иметь следующие формулировки (конкретизируются индивидуально):
  • признать изданный акт полностью или в части не действующим;
  • признать полностью или в части действие (решение, бездействие) незаконным;
  • обязать ответчика принять определенное решение (осуществить определенные действия) для устранения нарушений, являющихся предметом обжалования;
  • обязать ответчика воздержаться от определенных действий;
  • установить наличие (отсутствие) у конкретного лица и (или) органа власти полномочий, исходя из которых было осуществлено обжалуемое действие или принято решение.

К заявлению прикладываются документы и другие материалы в подтверждение иска и требований, а также подтверждающие те сведения (факты), на которые истец ссылается.

Скачать административный иск на действия должностного лица (образец)

Помощь юриста в подготовке жалобы/иска >>

Некоторые нюансы обжалования действий должностных лиц

Обжаловать можно только такие действия должностных лиц, которые одновременно:

  • незаконны – нарушают закон или выходят за пределы компетенции должностного лица;
  • нарушают права, интересы, свободы заявителя.

Писать жалобу на действия, которые кажутся заявителю несправедливыми, нет смысла. Но если они при этом незаконны – то можно.

Жалоба должна быть подготовлена заявителем лично (от своего имени) и касаться таких нарушений, которые затрагивают его права и интересы. Это правило не распространяется на иски прокуратуры и ее представления по поводу устранения нарушений.

Обжалование требует определенной юридической подкованности, поскольку заявление должно быть составлено грамотно, со ссылками на законы, ведомственные и другие нормативные акты, логично подводить к выводу о незаконности действий должностного лица. Если с этим есть сложности, целесообразно воспользоваться юридической помощью – проконсультироваться, выработать правовую позицию и заказать подготовку жалобы.

Одной жалобы, как правило, недостаточно, чтобы сделать категоричный вывод о законности или незаконности действий должностного лица. Исключение – очевидные нарушения. Поэтому стоит заранее подготовить доказательственную базу и приложить к заявлению соответствующие материалы.

Если каких-то материалов недостает, необходимо в любом случае сослаться на них в жалобе и указать источники их получения (истребования).

Поскольку рассмотрение жалобы предполагает проведение проверки, а в суде – личного присутствия и участия сторон, то изучаются все имеющие отношение к делу обстоятельства.

Если вам требуется помощь в составлении жалобы на действия должностного лица, то наш дежурный юрист онлайн готов ответить на все ваши вопросы.

Обжалование действий должностных лиц: порядок подачи заявления, сроки рассмотрения и советы юристов

Сроки обжалования действий должностных лиц

Обжалование действий должностных лиц является правом человека или организации, чьи права и интересы затронуты их деятельностью. Куда писать жалобы? Является ли суд единственным местом для этой цели? Какие требования предъявлены к порядку и форме жалобы.

Система бюрократии

Административный аппарат организован по вертикали. Муниципальный уровень, который формально является самостоятельным. Региональный, который так же автономен и федеральный уровень.

Структуры последнего выстроены в несколько уровней: низовые подразделения, как правило, районного уровня, затем на уровне субъектов. Далее идет верхний уровень, который возглавляет структуру.

Зная это, проще понять, каким образом выстроена система обжалования действий должностных лиц.

Куда писать жалобы

Обжалование действий должностных лиц обеспечивается согласно выстроенной вертикали. Вначале жалоба подается начальнику подразделения либо напрямую в вышестоящую инстанцию.

Например, в случае с приставами, жалобы и заявления рассматривает начальник отдела. В вышестоящие инстанции жалобы подаются после этого этапа.

В налоговой службе жалоба сразу же передается в межрайонное управление, низовой уровень в рассмотрении не участвует.

Прокуратура обеспечивает общий надзор над деятельностью всех органов власти, однако она не подменяет собой иные структуры. Жалобы к рассмотрению по существу принимаются, если подаваемые заявления в вышестоящие инстанции не принесли результата.

Каким образом организована система обжалования действий должностных лиц? Органами, рассматривающими заявления, являются:

  • начальники сотрудников, на которых поданы жалобы;
  • специальные комиссии, созданные при органах власти;
  • вышестоящие инстанции.

Начальник вправе передать полномочия по рассмотрению жалоб одному из своих заместителей.

Какая схема выбрана зависит от специфики построения структур власти. В одном регионе жалобы рассматривает начальник, в другом – специальная комиссия и т. д. На муниципальном уровне принято создавать комиссии.

Нормативное регламентирование

Порядок обжалования действий должностных лиц выстроен по единой схеме, однако регулируется различными актами.

В первую очередь нормами законов, регламентирующих соответствующую отрасль. Например, Налоговым кодексом, законом об исполнительном производстве и т. д.

Отдельный документ разработан и принят для разбирательства жалоб на действия чиновников, обеспечивающих оказание государственных услуг, в частности, регистрацию права собственности, постановки на кадастр и т. д. Почти во всех ведомствах есть аналогичный документ.

Генеральной прокуратурой выпущен приказ, регламентирующий принятие и рассмотрение жалоб от граждан. Он носит общий характер и под него попадают все заявления, кроме тех, что поданы в рамках уголовного судопроизводства. Также он описывает обжалование действий должностных лиц в органах прокуратуры.

Что нужно знать для составления заявления

Жалоба подается в электронной или письменной форме. Необходимость заверения цифровой подписью электронных документов определяется нормативными актами. В некоторых случаях достаточно заполнить форму на портале органа власти для отправки жалобы.

Заявление, отправленное в письменном виде, должно отвечать основным требованиям. К примеру, заявления не принимаются, если ранее рассматривались аналогичные. Отказывают в рассмотрении анонимных материалов, с угрозами, нецензурными выражениями и т. д. Если нет возможности прочесть хотя бы часть текста, жалоба считается неприемлемой.

Гражданин вправе отправить жалобу с помощью почты или передать, лично посетив канцелярию органа, в который она подается. Процедура обжалования действий должностных лиц предполагает ее рассмотрение не более определенного срока, в среднем месяц.

Как написать жалобу

Обжалование действий и бездействий должностных лиц будет успешным при указании следующих пунктов:

  • название органа или должности лица (его Ф. И. О.), на действия которого подана жалоба;
  • Ф. И. О гражданина-заявителя, место его проживания, контактные сведения;
  • информация о действиях или бездействии, которые, по мнению автора заявления, нарушают его права;
  • доводы, подтверждающие обоснованность слов заявителя (ссылка на нормативные акты, документы);
  • наличие доверенности, если жалоба подается через представителя;
  • подпись и дата подачи.

Если в жалобе делается ссылка на документы, лучше приложить их копии, и перечислить в приложении.

Текст документа нежелательно насыщать эмоциональными высказываниями, не несущими дополнительной информации. Подобный подход приведет к нежеланию чиновника вникать в полученную информацию.

Сроки обжалования действий должностных лиц

Закон и нормативные акты органов исполнительной власти регулируют этот вопрос по-разному. В ФНС предусматривается право подать жалобу в течение года в межрегиональную или региональную инспекцию, затем тот же срок дается на подачу апелляции на незаконный, по мнению жалобщика, ответ. Если решение налогового органа касается третьих лиц, им дается 3 месяца.

В исполнительном производстве участникам дается 10 дней после того, как им стало известно о действиях пристава (срок отсчитывается с момента получения документов).

Если по уважительным причинам срок подачи заявления пропущен, автор вправе просить о его восстановлении. Обычно задержка связана с действиями чиновников, запоздало отправляющих бумаги.

Некоторые ситуации не требуют от граждан соблюдения срока обжалования, их могут и не установить вовсе. Однако правила могут содержаться в процессуальных кодексах. Так, КАС дает 3 месяца на направление иска в суд с момента, как стало известно о нарушении. По некоторым делам на подачу заявления дается 10 суток.

Обращение в суд

Суд – особая инстанция при обжаловании действий и решений должностных лиц. Процесс регламентируется подробными нормами, но их выполняет даже не всякий юрист, не говоря о простых гражданах.

При этом у граждан и организаций есть право выбирать между судом и вышестоящими административными инстанциями. В некоторых случаях суду требуется доказательства попытки решить спор в досудебном порядке.

Например, такая обязанность имеется у граждан, желающих признать завышенной кадастровую оценку.

В арбитражном процессе без досудебного порядка не обходится ни одно дело.

В нормативном регламентировании имеется существенная разница. Граждане и организации, не занимающиеся экономической деятельностью, обжалуют действия в соответствии с нормами КАС в общих судах. Предприниматели же обращаются в арбитражные суды согласно нормам АПК (в кодексе есть раздел, посвященный административным спорам).

Основные требования следующие:

  • название суда;
  • Ф. И. О. гражданина, дата его рождения, место проживания, контактные данные;
  • аналогичный объем сведений передается о представителе;
  • полное название органа, адрес его нахождения;
  • изложение обстоятельств с указанием, какие права и интересы были нарушены;
  • основания и доводы, на которых построена жалоба;
  • название и номер документа, или описание и место совершения обжалуемого действия;
  • сведения о подаче жалоб в вышестоящие инстанции в рамках досудебного рассмотрения споров;
  • требования о признании незаконными действия или бездействия, ненормативного акта.

В данном случае граждане платят пошлину в размере 300 руб., а организации — 6 000 тыс. руб.

К заявлению прилагаются копии документов согласно числу участников дела. Истец вправе направить их самостоятельно либо этим займется суд.

Если заявитель желает перепоручить ведения дела представителю, то порядок обжалования действия и бездействия должностных лиц предполагает обязательное наличие диплома о высшем юридическом образовании. В таком случае прилагаются копия доверенности и диплома.

Если пропущен срок, в иске или в дополнительном заявлении, подается и просьба о восстановлении срока. Можно этого не делать, но пропуска срока достаточно, чтобы добиться отказа в иске без его рассмотрения по существу.

Особенности иска согласно АПК

Спор рассматривается согласно АПК, если иное не предусматривается законом.

Заявление подается лицом, чьи интересы и права нарушаются. В законе допускается обращение в суд из-за наложения дополнительных ограничений на ведение экономической деятельности. Инициатором вправе выступить и прокуратура.

Общая норма устанавливает 3 месяца для обжалования с того момента, как стало известно о нарушении. Судья вправе восстановить его по просьбе истца, если подано соответствующее заявление с достаточными доводами, иначе возникнет риск проиграть дело.

Составление заявления

Обжалование действий должностного лица в суде согласно АПК, обязывает указать следующие пункты в иске:

  • название суда, в который подан иск;
  • сведения об истце (Ф. И. О., регистрационный номер ИП, место проживания, название организации, регистрационный номер, место расположения);
  • полное название органа, место расположения;
  • указание Ф. И. О. должностного лица, принявшего решение;
  • изложение обстоятельств дела: в чем заключается нарушение норм законодательства, прав и интересов, какие незаконные ограничения возникли;
  • название, номер и дата принятия акта;
  • в чем состояло действие или бездействие, место и дата;
  • ссылка на нормативные акты;
  • доказательства отправки другим сторонам копий заявления и приложенных к нему документов;
  • перечень приложенных документов;
  • квитанция об оплате пошлин;
  • подпись и дата подачи.

ИП оплачивает пошлину в размере – 200 руб., организации – в размере 2 000 руб.

В заключение

Обжалование действий должностного лица предусматривается в административном порядке и в суде. Оба способа регламентируются нормами законодательства, первый более прост, второй связан с многочисленными нюансами.

Поход в суд возможен в ряде случаев только после обращения с жалобами в вышестоящие административные инстанции, особенно если обращаются с жалобой в арбитражный суд.

Жалоба на действия должностного лица: куда обращаться, что учитывать при составлении, варианты обжалования

Сроки обжалования действий должностных лиц

Многие граждане РФ сталкивались с необходимостью, подать жалобу на действия должностного лица. И тогда возникала потребность, найти ответы на вопросы: кому направлять, как оформить, что именно написать в документе. Особенно часто возникают формальные затруднения при обращение в суд.

Правовой аспект вопроса

Применяется два способа обжалования действий: судебный и административный

Обращение в органы власти не всегда приводит к нужным результатам. И заинтересованные лица вынуждены достигать своей цели, обжалуя незаконные, по их мнению, решения или действия.

Кому и как писать жалобу, определяется нормативными актами, регламентирующими деятельность конкретного чиновника или органа. Как правило, это закон или административный регламент, дополняющий его положения.

Например, подобным образом построена система управления регистрацией прав на недвижимость, включающая положение об апелляционных комиссиях при Росреестре.

В законе об исполнительном производстве нормы, описывающие порядок обжалования, объединены в одном нормативном акте.

Существует два способа обжалования:

  • административный порядок;
  • судебный порядок.

Первый вариант предполагает написание жалобы и её направление в адрес вышестоящего юридического лица или органа власти.

Он предусмотрен законом об организации оказания государственных и муниципальных услуг, аналогичный документ существует и на региональном уровне в отношении услуг, действий или решений местных чиновников.

Они описывают этапы подачи жалоб вплоть до губернатора. Что касается требований к жалобе, нельзя не забывать о законе «Об обращениях граждан».

Должностное лицо: понятие, границы, компетенция

Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:

  • находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
  • реализует функции органа власти;
  • имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).

Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.

Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:

  1. Конституцией государства.
  2. Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
  3. Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
  4. Инструкциями, регламентами.
  5. Контрактом, подписанным при приеме на службу.
  6. Приказами руководства.

Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.

Чиновник всегда ограничен рамками регламента и полномочиями структуры. Решением руководителя компетенция сотрудника может меняться при совмещении должностей.

Обращение с жалобой имеет определенный порядок и сроки

Стоит отметить несколько существенных моментов:

  • обращение в досудебном порядке или с претензией обязательно в ряде случаев, без этого суд не примет иск к рассмотрению;
  • одновременная подача документов в административном порядке и в суд автоматически прекращает производство по жалобе в административных органах или прокуратуре;
  • обращение с жалобой или претензией в досудебном порядке не приостанавливает течения срока давности, а иногда он крайне короткий (например, жалобу на пристава можно подать не позже, чем через 10 дней).

И другие органы, в частности, прокуратура, не обязаны учитывать сроки, чтобы при отрицательном ответе на жалобу, человек успел обратиться в суд. Наоборот, рассмотрение и  ответ на него порой сознательно затягивают. Имея короткие сроки обжалования, лучше напрямую обратиться в суд, так как есть риск, что после пропуска их не восстановят.

Подача жалобы в вышестоящие органы

В качестве вышестоящего органа выступает руководящее учреждение или руководитель чиновника. Закон обязывает подавать документы поэтапно. Если подать их, минуя одну из инстанций, документы вернутся по назначению.

Так обстоит дело и с прокуратурой: заявление на сотрудников районной прокуратуры подается в прокуратуру регионального уровня, затем в Генеральную прокуратуру.

Прежде чем выбирать адресат, необходимо навести справки о работе ведомства и его структуре.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

Обращение в орган судебной системы должно быть формально выверено, иначе его рассмотрение может затянуться

Заявление может подаваться согласно положениям трех Кодексов:

  • гражданского процессуального;
  • арбитражного процессуального;
  • кодексу административного судопроизводства.

В первом случае обжалование касается решений и действий, которые затрагивают гражданские права граждан (например, если отказано в праве постановки на учет лиц, нуждающихся в жилье). Верховный суд выпустил разъяснение, какие споры относить к административным, а какие к гражданским.

АПК регулирует разбирательство по жалобам предпринимателей и юридических лиц, если их сфера деятельности — бизнес.

КАС регламентирует рассмотрение всех остальных споров, в частности, заявления на приставов, сотрудников избирательных комиссий и другие. 

Чтобы заявление рассмотрели по существу, нужно выполнить требования к форме и содержанию.

Например, административный и арбитражный процесс требуют ссылок на нормы законодательных актов и предварительного обращения с претензией или попыток решить спор иным способом, предусмотренным законом.

Нарушения даже формальности достаточно для оставления иска без движения и его последующего возвращения.

Обращение в прокуратуру

Прокуроры непосредственно контролируют деятельность полиции, и вопросами уголовной ответственности их полномочия не ограничиваются. Она обеспечивает должный уровень работы других органов.

В прокуратуру обращаются, если ранее уже были жалобы или заявления в уполномоченные структуры.

Так что для начала нужен хотя бы один отрицательный ответ или доказательства уклонения от рассмотрения заявления. Например, граждане обратились в трудовую инспекцию, но там их просьбу фактически проигнорировали.

Как обратиться в прокуратуру через интернет: 

Составление жалобы

Любая жалоба должна содержать список необходимых для ее рассмотрения пунктов

Ниже представлены схемы составления документов, применимые к большинству случаев обращения для рассмотрения претензий.

Жалоба должна включать:

  1. Наименование органа, в который она направляется.
  2. ФИО должностного лица или реквизиты органа, учреждения, чьи действия обжалованы.
  3. ФИО автора жалобы, место его проживания, контактные данные (электронная почта и номер телефона).
  4. Доводы заявителя о незаконности и необоснованности действий или бездеятельности чиновника.
  5. Перечень копий приложенных документов.
  6. Дата подачи и подпись.
  7. Копия доверенности представителя.

Прилагать документы необязательно, но их наличие ускорит процедуру и увеличит шансы на положительное решение. Чиновники, видя решительный настрой и обоснованную позицию, склонны соглашаться с доводами людей.

Судебный иск должен содержать:

  1. Название суда.
  2. ФИО истца, место проживания, контакты.
  3. ФИО должностного лица, чье решение обжалуется.
  4. Изложение обстоятельств.
  5. Ссылки на законодательство.
  6. Реквизиты решения органа власти или должностного лица (например, постановления пристава исполнителя).
  7. Требования к суду (суд не выходит за их рамки за редким исключением, и их корректная формулировка — забота заявителя).
  8. Перечень приложенных документов.
  9. Подпись и дата подачи.

В гражданских и административных делах комплект копий прилагается по числу участников дела.

Иск оплачивается государственной пошлиной. Её размер определяется ценой предмета спора и статусом заявителя (граждане платят меньше, чем юридические лица).

Порядок и срок подачи жалобы

Законодательство предлагает несколько способов направления жалобы:

  • личная передача или через представителя;
  • по почте;
  • отправление через электронные сервисы.

Бумаги передаются в канцелярию. На копии ставят отметку о принятии. Также документы принимают в МФЦ (они выступают в роли «единого окна»).

Услуги почты эффективны при условии отправления бумаг с описью и уведомлением. Они дадут гарантию, что жалобу «не потеряют».

Электронная форма взаимодействия доступна обладателям электронно-цифровых подписей. Так предлагают подавать иски в суды. Отправлять заявления без ЭЦП запрещено, за исключением обращений в прокуратуру и ряд других ведомств. Например, Президенту или в полицию.

Срок обжалования зависит от случая. Например, жалоба на пристава подается не позже, чем через 10 дней после нарушения им прав заинтересованного лица. Правила о сроках могут одновременно содержаться в профильных и процессуальных законах (для различных категорий дел они устанавливаются индивидуально). В первую очередь учитываются положения процессуального кодекса.

Общий срок по КАС – 3 месяца, если дело рассматривают согласно ГПК – 3 года (возможны и меньшие сроки).

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения официального обращения составляет 15 дней и больше

Длительность разбирательства устанавливается актами, регулирующими деятельность конкретного органа, и ниже перечисленные варианты не являются исчерпывающими:

  • прокуратура должна укладываться не более чем в 15 дней, имея право на продление;
  • вышестоящий орган или лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, имеют 15 дней на разрешение вопроса;
  • суду дается не больше 1 или 2 месяцев в зависимости от категории дела.

Прокуратура и суд нередко сроки не соблюдают по причине чрезмерной загруженности. Если же рассмотрение заявления в какой-либо орган все же не урегулировано, применяется общее правило о 30-дневном отрезке времени.

Существует сложная система обжалования решений и действий должностных лиц. Нужно знать, что в начале обращаются к руководителю, в вышестоящий орган или в суд.

Прокуратура берется за рассмотрение после прохождение других компетентных инстанций. Если законом предусматривается обязательная подача жалобы или претензии в досудебном порядке, без прохождения этого этапа, жалобу не примут. Закон может ограничить время её подачи, если его упустить, то её по существу никто рассматривать жалобу не будет.

-инструкция о том, как правильно обжаловать действия государственных служащих: 

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.