Процессуальным статус судьи

Конституционно-правовой статус судей в РФ: содержание, правовое регулирование, принципы

Процессуальным статус судьи

Судьи являются носителями судебной власти, их, правовое положение определяет конституционно-правовой статус судей, который включает в себя следующие положения:

  • наделение судей полномочиями;
  • символы судебной власти;
  • принципы статуса судей;
  • компетенции;
  • гарантии;
  • ответственность.

Суд является органом, осуществляющим правосудие. Состав суда может быть коллегиальным, либо правосудие осуществляет судья единолично. Граждане РФ принимают участие в осуществлении правосудия в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Об этом говорит ФЗ «О судебной системе Российской Федерации». Сегодня работают две последние формы участия граждан в судебных заседаниях, это является их гражданской обязанностью. Федеральный бюджет предусматривает вознаграждение за данную деятельность.

В присяжные граждане отбираются на основании положений закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Арбитражные заседатели участвуют в судах на основе другого документа, ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Судья и его полномочия

Определение 1

Судьями являются лица, наделенные полномочиями осуществления правосудия в соответствии с законом и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус судьи обеспечивает действительную защиту прав и свобод правосудием каждому человеку. Все судьи в РФ имеют единый статус, но разные полномочия и компетенции. Судьи имеют квалификационные классы, которые зависят от должности, стажа и пр.

Судья должен обладать высокопрофессиональными навыками, знаниями, опытом, а также для работы в этой должности важны личностные качества морального и этического плана.

Разумеется, судьи могут в полной мере реализовывать свои гражданские права, но без умаления достоинства и авторитета судьи и судебной власти.

Судей Конституционного и Верховного Суда РФ назначает Совет Федерации, Президент РФ назначает судей других федеральных судов соблюдением законодательства.

Замечание 1

Если судья в первый раз назначен на должность, он приносит присягу, что является юридическим фактом, вследствие которого возникают права и обязанности судьи.

Закон «О статусе судей Российской Федерации» говорит о том, что судья приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения им присяги, а если судья назначен на должность не в первый раз, то с момента его назначения. Одновременно с этим судья вступает в судейское сообщество. присяги несколько разное у конституционного суда, федеральных судов, судов субъектов, но строго подчинено закону.

Определение 2

Символами судебной власти являются государственный флаг РФ, государственный герб РФ, судебная мантия, удостоверение судьи.

На зданиях судов должен быть установлен государственный флаг РФ, который характеризует власть государства. В зале суда также должны быть размещены флаг и герб. При осуществлении правосудия судьи должны заседать в мантиях.

Принципы статуса судей

Судья прежде всего независим, значит принцип независимости является одним из основных. Для судей создаются условия, при которых они осуществляют судебную деятельность, опираясь на Конституцию и ФКЗ. Независимость судьи обеспечивается факторами объективного и субъективного характера.

Объективными факторами являются:

  • строгий регламент процедуры осуществления правосудия;
  • запрет на вмешательство в осуществление правосудия;
  • существование порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • наличие права судьи на отставку;
  • эффективная работа органов судейского сообщества.

Субъективными факторами являются:

  • гарантии безопасности;
  • достойное материальное обеспечение;
  • особая защитные государственные меры судьи и членов его семьи, имущества.

Принцип независимости обеспечен правовыми гарантиями. Это федеральные законы, другие НПА, касающиеся гос. защиты, социальных гарантий, дополнительных гарантий и мер.

В РФ не могут быть изданы законы, ставящие под сомнение или умаляющие самостоятельность и независимость суда и судьи.

Принцип независимости делает работу судей беспристрастной, объективной, направленной на достижение истины. Вмешательство в деятельность судей или попытка воздействовать на них влечет за собой административное и уголовное наказание.

КоАП предусматривает административную ответственность за то, что не исполнено судебное распоряжение о пресечении действий, которые нарушают правила, установленные в суде, о воспрепятствовании явки в суд присяжного заседателя и пр., об этом говорится в главе 17.

В УК существуют нормы, предусматривающие уголовную ответственность за неуважение к суду, клевету в отношении судьи (ст. 297-298 УК РФ).

Замечание 2

В суде принято вести себя, придерживаясь определенных правил, несоблюдение этих правил поведения является проявлением неуважения к суду.

В качестве примера можно привести несколько установленных правил поведения в суде:

  • при входе судьи в зал суда или выходе из него все присутствующие встают, демонстрируя уважение к судебной власти;
  • обратиться к составу суда можно только с разрешения председательствующего, при обращении следует вставать;
  • если дело рассматривается одним судьей, к нему следует обращаться «Ваша честь», если суд рассматривает дело коллегиально, то «Уважаемый суд».

Нарушители могут быть удалены из зала суда или оштрафованы.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в соответствии с законодательством, об этом говорит принцип несменяемости судьи. Без согласия самого судьи он не может быть переведен на другую должность или в другой суд.

Принцип исключает подчиненное положение судей, невозможность его замены или смещения. Порядок прекращения полномочий судьи четко определен в законодательстве. Однако принцип несменяемости судей не является абсолютным.

В 2005 году Конституционный суд РФ в определениях подчеркивал, что несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи.

Принцип неприкосновенности заключается в том, что предъявленные государством высокие требования к судье должны быть дополнительно обеспечены гарантиями надлежащего осуществления им своей деятельности.

Замечание 3

Положение Конституции о неприкосновенности судьи – одна из гарантий его профессиональной деятельности. Это положение распространяется на присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия.

Неприкосновенными являются: личность судьи, жилые и служебные помещения, транспортные средства, документы, багаж и пр. Соблюдается тайна переписки, телефонных переговоров.

Привлечение судьи к ответственности

После прекращения своих полномочий судья не привлекается к ответственности за свои решения, принятые при осуществлении правосудия.

Если приговором суда установлена вина судьи в случаях злоупотребления судебной властью или вынесения заведомо несправедливого решения, тогда судья может быть привлечен к ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен только в соответствии с федеральным законом.

Уголовное дело возбуждается в специальном порядке. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимает председатель следственного комитета РФ.

Если необходимость принятия такого решения существует председатель СКР обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в Конституционный Суд РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в квалификационную коллегию судей субъекта в зависимости от того, какую должность занимает судья.

Замечание 4

Вышеперечисленные органы в течение 10 дней должны принять решение с мотивировкой по вопросу о даче согласия.

Если судья привлекается к административной ответственности, порядок принятия решения по этому вопросу тоже установлен. Решение принимается по представлению Генерального прокурора РФ в судебную коллегию Верховного суда РФ, в судебную коллегию субъекта. Решение коллегией принимается также в течение 10 дней.

Решение об избрании в отношении судьи меры пресечения заключение под стражу принимается в соответствии с ходатайством председателя СК России. Председатель СК ходатайствует в судебную коллегию Верховного Суда РФ или субъекта. Решение Конституционного суда и других инстанций о даче согласия на избрание меры пресечения должно быть принято в течение 5 дней после поступления представления.

Если в отношении судьи осуществляются оперативно-розыскные действия или действия следственного характера, которые ограничивают гражданские права судьи, нарушают его неприкосновенность, должно быть решение судебной коллегии Верховного Суда РФ или субъектов.

После того, как уголовное дело возбуждено, оперативно-розыскные и следственные мероприятия в отношении судьи производятся в порядке, который установлен УПК и ФЗ об оперативно-розыскной деятельности.

Дисциплинарная ответственность судей в российском законодательстве не рассматривалась. Однако международно-правовые акты предусматривают такую ответственность в случаях, связанных с халатностью, поведением, не соответствующим занимаемой должности. Институт дисциплинарной ответственности стал развиваться и в современной России.

Проступок дисциплинарного характера определен как нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики.

Вывод 1

Судья имеет своей обязанностью строго соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих обязанностей и вне работы избегать всего, что умаляет авторитет судебной власти, судьи.

Ничто не должно вызывать сомнения в объективности, беспристрастности, и справедливости судьи. Судья должен быть высокопрофессиональным и обладать особыми морально-этическими качествами.

Поэтому свои гражданские права судья должен реализовывать таким образом, чтобы не умалять чести и достоинства судебной власти.

Кодекс судейской этики говорит о том, что судья должен руководствоваться нормами и законами РФ, а также общепринятыми нормами морали и нравственности и неукоснительно следовать присяге судьи. Дисциплинарным наказанием может быть предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи, так как это не просто нарушение профессиональных норм, но и общепринятых.

Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что к судьям предъявлены особые требования, которые соответствуют их высокому статусу носителей государственной власти. Честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, независимость судей дает гарантии эффективного восстановления прав, утверждая в обществе уверенность в справедливости суда и неотвратимости наказания.

Конституционный Суд РФ посчитал, что наложение на судью дисциплинарного взыскания не противоречит Конституции, поскольку данная мера применяется за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи или вовсе несовместим со статусом судьи.

Также Конституционный суд отметил, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку без грубых нарушений при применении норм права.

Правовой статус судьи – это элемент конституционно-правового регулирования, а судебная власть и судья – элементы публично-правовой системы. Учреждение суда – это властный институт, где осуществляется правосудие. Государство обязано обеспечить организацию и деятельность судебных органов и их эффективное функционирование.

Процессуальные права судьи

Процессуальным статус судьи

Для детального упорядочения процессуальной деятельности судей, а также для целей формирования представления о задачах и направлениях их деятельности, в действующем законодательстве РФ значительное внимание уделено правовому регулированию элементов правового статуса судей.

Проводя общую характеристику обозначенного статуса, прежде всего, следует обратить внимание на то, что обозначенная категория носит межотраслевой характер, и одновременно устанавливается системой взаимосвязанных и взаимозависимых норм, сосредоточенных в различных, с точки зрения отраслевой принадлежности, сферах российского законодательства.

Замечание 1

Основой процессуальных прав судей выступает законодательное установление о том, что судьями являются лица, наделенные в порядке, установленном Конституцией и действующим законодательством РФ, полномочиями по осуществлению и отправлению правосудия, и исполняющими свои права и обязанности на профессиональной основе.

Применительно к непосредственной характеристике прав судей, как элемента их правового статуса, также следует отметить наличие определенной специфики, связанной с высоким предназначением и социальной ролью судей.

Так, в юридической доктрине отмечается, что не в полной степени справедливо говорить о разграничении прав и обязанностей, как элементов правового статуса судей, подобно тому, как это производится применительно к субъектам большинства иных правоотношений.

Более обоснованно рассматривать права и обязанности, в том числе в сфере непосредственной процессуальной деятельности, как единое понятие компетенции или полномочий.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Исходя из обозначенных признаков, представляется целесообразным сделать вывод о том, что базовым правом (полномочием) судьи в процессе выступает рассмотрение и разрешение юридических споров по существу, то есть отправление правосудия, посредством разрешения вопроса о правах и обязанностях участников спорных правоотношений. Более того, следует отметить, что отправление правосудия является исключительным правом именно судей, так как, несмотря на разнообразие существующих юрисдикционных органов в РФ, право осуществления правосудной деятельности предоставлено только судьям и судам.

Понятие и виды прав судей

С учетом обозначенной выше значимости судейской деятельности, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что судьям в нашей стране предоставлена обширная совокупность прав и обязанностей, образующих воедино их процессуальную компетенцию.

При этом рассматривая вопрос о собственно процессуальных правах судьи, представляется целесообразным отметить, что обозначенная категория является результатом внутренней классификации прав судей, исходя из их отношения к основной судейской функции, а именно – к отправлению правосудия.

Также отметим, что наряду с процессуальными правами, как было отмечено выше, непосредственно связанными с отправлением правосудия, в процессуально-правовой доктрине выделяют вспомогательные права, вытекающие из высокого положения представителей судейского сообщества, и направленных, в этой связи на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления судейской деятельности.

Кроме того, проводя характеристику процессуальных прав судей, отметим, что в наиболее общем виде может быть сформулировано следующее определение рассматриваемой категории:

Определение 1

Процессуальные права судьи – это совокупность властно-распорядительных полномочий профессиональных судей, призванных обеспечивать отправление правосудия, то есть полномочия, позволяющие судьям рассматривать и разрешать по существу гражданские, административные, уголовные, и иные споры, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим материальным и процессуальным правом, а также полномочия по формированию судебных прецедентов и предложению обязательных для применения нижестоящими судами форм толкования юридических норм.

Значение процессуальных прав судей

Переходя к следующему этапу характеристики процессуальных прав судей, отметим, что им, как частично было отмечено выше, характерно особое социальное значение, связанное с тем, путем непосредственной реализации предусмотренных действующим законодательством абстрактных процессуальных прав, судью обеспечивают рассмотрение и разрешение по существу юридических споров любой сложности.

При этом наиболее значимыми с точки зрения обозначенного фактора, представляются следующие процессуальные права судьи:

  • В наиболее общем виде, судье предоставляется право проводить слушание дела на основании и в пределах, предусмотренных действующим процессуальным законодательством. Несмотря на то, что обозначенный элемент правового статуса является правом судьи, в то же время, судья не в праве в произвольном порядке определять право выступления с судебной репликой, а равно, вовсе лишать кого-либо обозначенной возможности. Иными словами, все процессуальные права судей в конечном итоге, ограничиваются пределами отраслевой процессуальной формы (гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной, и т.д.);
  • Судье, для целей обеспечения законного и справедливого судопроизводство, предоставляется право исследовать все доказательства, приводимые сторонами доводы, заслушивать показания свидетелей, и т.д. После оценки обозначенных доказательств и сведений, судья, реализуя свои процессуальные полномочия, назначает прения сторон, призванные сформировать у судьи окончательное и четкое представление обо всех имеющих юридическое значение обстоятельствах спора;
  • Наконец, важнейшим с точки зрения конечного разрешения вопроса о правах и обязанностях субъектов спорного правоотношения, выступает право судьи принимать итоговое решение по делу, вынесением которого оканчивается рассмотрение спора по существу.

Процессуальным статус судьи

Процессуальным статус судьи

Эта проблема в уголов­но-процессуальной науке России исследовалась многими уче­ными, среди которых можно отметить И.Л. Петрухина, И.Н. Рогозина, М.С.

Строговича и др. Некоторые ученые-процес­суалисты высказываются против распространения принципа состязательности на стадию предварительного расследования, считая, что уголовное судопроизводство должно осущест­вляться по смешанному типу. Другие напротив, считают, что его введение будет способствовать соблюдению конституцион­ных принципов, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина.

Для обеспечения полной реализации требования Основ­ного закона о состязательном построении уголовного судопро­изводства, повышения эффективности уголовного процесса на этапе досудебного производства и создания дополнитель­ных гарантий конституционных прав, свобод и интересов его участников, по мнению ряда ученых, целесообразным пред­ставляется введение в российское уголовное судопроизводство института следственного судьи.

Статус судьи в РФ

Правовой статус судей следует рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле под правовым статусом судьи следует понимать правовое положение должностного лица судебной власти, осуществляющего правосудие. Статус судьи в узком смысле определяется совокупностью должностных прав, обязанностей и юридической , наступающей за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.

В широком смысле правовой статус судей характеризуется также компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), а также преференциями — гарантиями реализации прав и обязанностей (несменяемость, неприкосновенность, независимость) и особым порядком наделения кандидатов судейскими

Правовой статус помощника судьи в свете осуществления правосудия только судом Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Ряд современных реформ1, связанных с объединением высших судебных органов, направлены на совершенствование судебной системы, ее модернизацию по организации судоустройства и судопроизводства по рассмотрению гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Активное сближение арбитражного и гражданского процесса с целью унификации, внедрение административного судопроизводства требуют единства правовых институтов, восприятие того положительного опыта, который уже сложился, чтобы избежать ошибок и повысить качество правосудия при высокой загруженности судей.

Так,

Правовой статус федеральных судей

Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации. Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.

Судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

Судьи как носители судебной власти наделяются высоким правовым статусом.

Он существенно отличается от правового статуса государственных служащих и призван обеспечивать судьям независимое от кого бы то ни было (подчиняются только Конституции РФ и закону) разрешение различного рода дел. На судей возлагается повышенная правовая и нравственная ответственность в связи с осуществлением ими правосудия на профессиональной основе.

10. Правовой статус судей в рф

Законодательством предусмотрены определенные гарантии независимости сотрудников прокуратуры, например, предусмотрена уголовная ответственность за воздействие на прокуроров, с целью повлиять на применяемые ими решения либо воспрепятствовать их законной деятельностиЦели, стоящие перед органами прокуратуры и основные направления их деятельности (вклейка)Понятие прокурорского надзора и его особенности (вклейка)Надзор прокуратуры за исполнением законов.

«Общий надзор»Нормативная основа:Ст. 21 – 25.1 ФЗ «о Прокуратуре»Приказы Генерального Прокурора РФЭто направление надзора является наиболее сложным, т.к. распространяется на значительный круг поднадзорных субъектов, и включает в себя надзор за исполнением практически всех отраслей законодательства.Предмет надзора.

Соблюдение Конституции РФ и законов следующими поднадзорными субъектами:Федеральными министерствами , государственными комитетами, службами иными федеральными

23Суд как орган правосудия. Полномочия суда. Состав суда. Судья и его процессуальный статус.

Подсудность.

отменить / изменить решение, принятое судом 1 инстанции, в порядке апелляц., кассац, надзорного производства; 2) отменить решение суда ввиду новых / вновь открывшихся обстоятельств и направить у/д на новое судебное рассмотрение. Состав суда1. Рассмотрение у/д осуществляется судом коллегиально / судьей единолично. 2. Суд 1 инстанции рассматривает у/д в составе:1) судья федер.

суда общей юрисдикции 2) судья федер.

суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого 3) коллегия из 3 судей федерал.

суда общей юрисдикции 4) мировой судья Рассмотрение у/д в апелляционном порядке:1) в районном суде — судьей районного суда единолично;2) в вышестоящих судах — судом в составе 3 судей федерал.суда общей юрисдикции. Рассмотрение у/д в кассац.

порядке осуществляется президиумом ВС республики, краевого / областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда

Проблемы статуса судьи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

На VIII Всероссийском съезде судей было отмечено, что «конституционный статус судьи призван гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом, что рассматривается в качестве основного направления деятельности государства по выработке мер, направленных на защиту прав граждан, на противодействие коррупции, в том числе судей, и невмешательства кого бы то ни было в судебную деятельность»2. Н. Аз-рилияна элементами статуса судей считают: «права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями); права и обязанности судей, направленные на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления ими своих судейских

Статус судей в Российской Федерации

Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, однако различаются объемом компетенции (полномочий).

В зависимости от стажа работы в должности судьи, от занимаемой должности и иных, установленных законом обстоятельств, судьям присваиваются квалификационные классы.

К судье предъявляются следующие требования: • судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы; • при исполнении своих полномочий судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной

Правовой статус судей Российской Федерации

4.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

5. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения.

6. Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

«Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерации судьи в Российской Федерации несменяемы и неприкосновенны, поэтому представляются принципиально неприемлемыми предложения, направленные на резкое снижение этих важнейших гарантий независимости судьи.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.