Метод правового регулирования права социального обеспечения

Содержание

Метод права социального обеспечения и его особенности. Система права социального обеспечения

Метод правового регулирования права социального обеспечения

На протяжении всего времени своего существования род человеческий стремился к объединению. Ведь еще в самом начале эволюции стало понятно, что человек – это групповое существо, которое не может жить вне среды себе подобных. Поэтому люди начали создавать определенные примитивные формации. В самом начале они представляли собой родоплеменные общины.

Но постепенное разрастание этих социальных объединений привело к появлению сверхструктуры, а именно государства. Однако появилась иная, более насущная проблема. Любому государству необходим универсальный регулятор общественных отношений, которого попросту не существовало.

В процессе его поисков были перепробованы разные методы влияния на общественные отношения, например, насилие, религия и т. п. Но абсолютно все они не приносили должного результата. По истечении большого количества времени появилось право. Его следует считать наиболее удачным регулятором общественных отношений, так как оно исходит и от государства, и от человека.

На сегодняшний день право является ключевым способом организации, регулирования и координации действий общества. Вследствие эволюции оно проникло практически во все сферы человеческой жизни. Чтобы как-то упорядочить процесс регулирования, право было разбито на отдельные отрасли. Одной из них сегодня является социальное обеспечение.

Институты и отдельные нормы данной отрасли имеют свою специфику, а реализация происходит путем использования специальных методов, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие права социальной направленности

Прежде чем рассматривать каждый в отдельности метод права социального обеспечения, необходимо разобраться, что собой представляет данная отрасль.

В современном РФ отрасль социального обеспечения — это совокупность норм права, которые посредством специфических методов производят регулирование общественных отношений в сфере распределения между людьми части внутреннего валового продукта.

Проще говоря, данной отраслью регулируются отношения в сфере получения населением денежных выплат от государства, медицинской помощи, льгот и т. п. Следует отметить, что представленные категории распределяются между людьми в строго установленном количестве и порядке.

Помимо этого, отрасль социального обеспечения позволяет гражданам РФ сохранить и защитить свои конституционные права, регламентирующие помощь государства.

Но представленная отрасль изначально не существовала на территории нашего отечества. Процесс её становления имеет свою длительную и достаточно интересную историю.

История развития права социальной направленности

Метод права социального обеспечения и его особенности, как и сама отрасль, формировались достаточно долго на территории современной России. Вообще сама политика социального обеспечения, а точнее, её отдельные положения впервые были сформированы лишь во времена Российской империи. Изначально для власти в государстве данный вопрос был реальной угрозой.

Ведь никто не хотел давать какие-либо права обычному населению. Но по мере развития российского империализма вопрос социального обеспечения населения становился все острее. Таким образом, в «Своде законов Российской империи» предусматривались специальные выплаты за полученные увечья на производстве.

Это стало первым шагом на пути к созданию принципиально новой отрасли правового регулирования. Уже в 1886 году в России отменили плату рабочих за медицинское обслуживание. С падением императорского режима и прихода к власти коммунистической партии социальное обеспечение становится ключевым интересом государственной власти.

Можно сказать, что именно на этом этапе и зарождается одноименная отрасль, ведь многие вопросы требовали именно юридического урегулирования.

Система права социального обеспечения

Нужно отметить, что каждый метод права социального обеспечения напрямую связан с системой этой специфической отрасли юридического регулирования отношений.

Сам по себе системный подход к анализу этой отрасли позволяет увидеть её мельчайшие детали и характерные особенности, а также выработать догматические принципы регулирования конкретных социальных отношений, которые входят в спектр действия этой достаточно важной части права.

Следует заметить, что, как и многие государства СНГ, Российская Федерация принадлежит к странам с пандектной системой права. То есть, любая юридическая отрасль делится на два основных элемента: общую и особенную часть. Система права социального обеспечения в данном случае не является каким-то исключением.

Однако внутреннее строение каждой представленной части, представляет значительный интерес в процессе изучения социальной отрасли. Таким образом, в общую и особенную часть входят следующие элементы, а именно:

1. Общая часть показывает, что собой представляет право социального регулирования вообще. Сюда входят нормы, регулирующие социальные права человека, принципы данной отрасли, компетенцию органов власти в процессе предоставления людям социальных благ и т. п. Следует отметить, что метод права социального обеспечения, а точнее, существующая совокупность методов, закреплены именно в общей части.

2. Особенная часть в большей степени состоит из конкретных правовых институтов. Ими регулируются вопросы предоставления тех или иных социальных видов обеспечения.

Институты объединяются в специальные группы для более эффективного и оперативного влияния на конкретные общественные отношения.

На сегодняшний день система данной отрасли является одной из лучших в плане реализации юридических норм и представления интереса государства в отдельных вопросах социальной политики.

Учитывая все вышеперечисленные особенности, можно сделать вывод, что система права социального обеспечения выстроена таким образом, чтобы население как можно более полно и быстро получало все необходимые блага.

Методы правовой отрасли – общие понятия

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов реального регулирования юридической отраслью отношений, которые входят в её предмет. В данном случае предмет является крайне важным условием существования методологической базы вообще.

Ведь если не существует конкретных отношений, которые необходимо регулировать, то зачем тогда механизм этого регулирования вообще? Поэтому в теории права социальной направленности долгое время не могли выделить способы воздействия на отношения, которые, в свою очередь, не были до конца разработаны.

Но, по мере развития отраслевых институтов, выработался не только механизм влияния, но и понятие методологической базы.

Таким образом, метод права социального обеспечения – это конкретная группа специфических приемов, которые регулируют отношения в сфере социального обеспечения всего населения Российской Федерации и конкретных граждан.

Стоит отметить тот факт, что методологическая база в целом охватывает как общепринятые приемы регулирования, так и специфические, существующие исключительно в данной отрасли. Помимо этого, значительную роль играет система права социального обеспечения. Благодаря ей институт методов существует и поддается теоретическому осмыслению.

Характерные особенности методов правового регулирования

Как и в остальных правовых отраслях в социальном обеспечении используются общепринятые методы, а именно: диспозитивный и императивный.

Но особенность заключается в том, что они приобретают собственную специфику, когда используются в праве социального обеспечения. Однако представленная особенность не является единственной.

Таким образом, метод права социального обеспечения характеризуется следующими особенностями, а именно:

1. Как правило, при регулировании конкретных общественных отношений происходит сочетание императивного и диспозитивного способов.

Это значит, что институт, который называется «Методы права социального обеспечения», на практике не работает исключительно в виде властного веления государства.

Подобный принцип регулирования был разработан вследствие особенностей сторон, характера правоотношений и юридических мер воздействия на нарушителей юридического режима.

2. В процессе оказания непосредственного влияния используется сочетание централизованного регулирования с локальным.

Это значит, что социальные блага предоставляются субъектам не только со стороны государственных, но и иных органов, например, муниципальных, которые находятся в ведении субъектов Федерации. Не допускается договорное регулирование отношений в сфере социального обеспечения.

Потому что эта отрасль подчинена минимальным стандартам, которые установлены в государстве. Поэтому даже обязательное страхование граждан осуществляется в пределах законодательства РФ и регулируется им же.

3. Методы регулирования зависят от юридических фактов, которые порождают отношения в сфере социального обеспечения. Помимо этого, весомое значение играют санкции, применяемые к нарушителям правового режима. Что касается первой категории, то она напрямую зависит от поведения и деятельности людей.

А вот с санкциями дело обстоит интереснее. Суть в том, что институт ответственности в праве социального обеспечения, по сути, не развит в полной мере. Поэтому, как показывает практика, граждане чаще всего избегают какой-либо ответственности за нарушения каких-либо норм отрасли социального обеспечения.

4. Методы права социального обеспечения на практике регулируют отношения в режиме автономности субъектов друг от друга. Как мы знаем, основными сторонами отрасли является государство и социум. Каждый из них наделен спектром своих прав и обязанностей, и они ни коим образом не подчиняются друг другу.

5. Как уже указывалось ранее, субъекты права социального обеспечения не подчиняются друг другу. Поэтому органы власти не могут принимать решения на свое усмотрение, которые будут как-то касаться процесса жизнедеятельности обычных граждан.

6. Существует несколько способов защиты, которые использует методы права социального обеспечения.

Судебная практика свидетельствует о существовании судебного способа, который используется, если административный порядок не принес должного результата.

Как мы понимаем, в суд субъекты отрасли обращаются в том случае, если в порядке рассмотрения их жалоб вышестоящими органами не произошло никаких изменений.

Отдельные виды методов

Итак, в статье мы рассмотрели ключевые особенности методологической базы социального обеспечения. Что касается конкретных видов способов регулирования, то в процессе социального обеспечения используются основные и дополнительные методы. К основным можно отнести запреты и дозволения.

С их помощью координируются наибольшие группы общественных отношений этой юридической отрасли. Дополнительными методами является поощрение, подтверждение, ограничение и т. д. Как мы видим, все представленные виды заимствованы из общей теории правового регулирования.

Их специфика заключается исключительно в предмете права социального обеспечения.

Предмет отрасли

Метод права социального обеспечения как отрасти права напрямую зависит от её предмета, то есть тех правоотношений, на которые непосредственно распространяется юридический регламент.

В свою очередь, предметом можно назвать комплекс отношений материального и процессуального характера, возникающие в связи с распределением внутри социума конкретных благ.

Отношения, как правило, соотносятся между собой в отдельных группах, например:

1. Отношения обеспечения в форме предоставления денежных средств.

2. Отношения в форме предоставления населению услуг, социального характера, например, медицинского обслуживания.

3. Отношения процедурного характера, которые непосредственно связаны с получением гражданами тех или иных благ.

Нормативные источники отрасли социального обеспечения

Существует множество источников, которые фактически регламентируют методы права социального обеспечения. Из практики мы знаем, что в РФ есть целая система нормативных актов, благодаря которым отрасль «живет». Таким образом, нормативная база отрасли состоит из следующих элементов:

1. Конституция РФ.

2. Федеральное законодательств (ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», «О государственном пенсионном обеспечении» и т. д.).

3. Указы президента Российской Федерации.

4. Международные правовые акты, ратифицированные в России.

Учитывая нормативную базу, метод права социального обеспечения можно назвать сборным способом регулирования отношений, который создан из положений представленных нормативных актов и международных соглашений.

Соотношение права социального обеспечения с иными отраслями

Существует целый ряд отраслей, с которым соотносится и взаимодействует право социального обеспечения. Это доказывает единство и централизацию всей юридической системы РФ. Таким образом, сегодня право социального обеспечения наибольшим образом соотносится с трудовым и гражданским правом. Соотношение существует из-за фактической схожести этих отраслей.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели метод права социального обеспечения и его отдельные характеристики. В заключение следует отметить, что некоторые положения отрасли все еще нуждаются в значительной теоретической проработке, чтобы на практике их можно было использовать без каких-либо трудностей.

Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии   с   этим   регулирование   отношений   в   сфере   социального   обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г.

N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д.

Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия.

Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

  • в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
  • в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  1. правовые основания обеспечения;
  2. волеизъявление лица, ими обладающего;
  3. решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний.

Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение.

Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:

  1. имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
  2. санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Метод правового регулирования права социального обеспечения
Определение 1

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права.

Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов.

По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства.

На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Замечание 1

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников.

В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия.

Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.

) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц.

обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования.

Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий.

В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре.

Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно.

Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения).

По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Замечание 2

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Пример 1

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Замечание 3

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.