Закон рсфср о земельной реформе от 27 12 1990

Закон о земельной реформе 1990

Закон рсфср о земельной реформе от 27 12 1990

Для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.

Для строительства дач и гаражей, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности в частную собственность гражданам бесплатно передаются земельные участки, предоставленные до введения в действие настоящего Закона, в пределах норм, вновь устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов. За плату передаются в собственность земли, предоставленные после введения в действие настоящего Закона, и земельные участки, предоставленные ранее сверх вновь устанавливаемых норм. Статья 9. В течение первых пяти лет после передачи земли в собственность граждан ее продажа разрешается только соответствующим Советам народных депутатов.

Закон рсфср от 23.11.1990 n 374-1 «о земельной реформе»

Совет народных депутатов обязан приобрести отчуждаемый земельный земельный участок. В течение десяти лет с момента приобретения прав собственности на земельный участок, иная купля-продажа не допускается. В последующем вопрос о купле-продаже земельных участков может быть решен Съездом народных депутатов РСФСР квалифицированным большинством или народным анием (референдумом).

An error occurred

Важно Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. Статья 15.

Местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе. Статья 16.

Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей.

Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан,предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.

Закон рсфср от 23 ноября 1990 г. «о земельной реформе»

По истечении данного срока сделки по купле — продаже земли совершаются на договорной основе под контролем местных Советов народных депутатов. Статья 10.

Собственники земли, землевладельцы и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации.

Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается.

Настоящее положение не затрагивает предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, прав государственных и иных органов по осуществлению контроля за деятельностью собственников земли, землевладельцев и арендаторов.

Исторический портал о родине, электронный музей ссср ‘вифиай’ 16+

Внимание На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей.

Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.

На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 17. Исключена с 1 января 1991 г. Председатель Верховного СоветаРСФСР Б.Н.

В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства, собственник земли, землевладелец и арендатор вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично. Статья 11. Использование земли в РСФСР является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом в соответствии с законодательством РСФСР.

Земельный налог вносится на специальный счет местных Советов народных депутатов и используется на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением земельного кадастра и землеустройства, инженерным и социальным обустройством территории.

Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, владение или собственность. Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством РСФСР, не допускается.

Государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности. Монополия на землю на территории РСФСР отменяется.

Исходя из общественных интересов, государство может устанавливать предельные размеры земельных участков. Землепользователи обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90) Статья 3.

Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

На Государственный комитет РСФСР по земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы. Статья 2. В соответствии с Конституцией РСФСР земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.

Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Закон о земельной реформе 1990 википедия

Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, создавался Российский земельный банк.

Собственники земли, землевладельцы и арендаторы должны были поощряться за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производства экологически чистой продукции за счет средств бюджетов местных Советов народных депутатов.

Одновременно на них возлагались в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР, административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства, загрязнение и порчу земель, снижение их плодородия.

Из этих фондов в первоочередном порядке выделялись земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Закон о земельной реформе 1990 консультант

Возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается, они могут получить землю в собственность на общих основаниях.Иностранным гражданам земля в собственность не передается.

В коллективно — долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также земли для ведения коллективного садоводства, животноводства, коллективного дачного строительства. Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка. Статья 5.

История земельных реформ в России

Закон рсфср о земельной реформе от 27 12 1990
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Право на землю » История земельных реформ в России

Статья посвящена различным этапам земельных реформ в России

Под «земельной реформой» понимается законодательно оформленное радикальное переустройство существующего земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и с соответствующим изменением форм территориального устройства в стране.

Иными словами, земельная реформа – регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к иному земельному строю.

Реформа пред­полагает разработку и проведение ряда мер (правовых, экономических и организационных), призванных обеспечить сравни­тельно быстрый и безболезненный переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования.

Реформы Ивана Грозного

Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд  реформ.

 Вследствие проводимых Иваном Грозным реформ были: построена и укреплена централизованная система государства, реорганизована и увеличена численность армии.

В связи с тем, что земли у вотчинников – бояр отбирались и перераспределялись среди служивого дворянства, помещиков, то это способствовало тому, что бояре стали преданно служить государству,  поддерживать центральную власть.

Во время правления Ивана Грозного земли государства значительно расширились. Было присоединено Поволжье, освоена Сибирь. Территория государства Российского увеличилась почти вдвое с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км.

Реформы Петра I

Следующим этапом земельных реформ можно считать преобразования Петра I.

Аграрная реформа как самостоятельная  программа реорганизации уклада жизни не проводилась, однако земельные отношения менялись в процессе проведения комплекса социальных реформ Петра I.

В результате этих реформ жизнь представителей русских сословий (дворян, крестьян и горожан)  резко изменилась. В 1718 г. была введена «подушная подать»,  которая налагалась как на крестьян, так и на ранее неплативших налог холопов.

Проводимые Петром I реформы привели к изменению земельных отношений. Прежде всего, это неразрывно связано с формированием регулярной армии и отмены поместных служб. В 1714 г. вотчины и поместья прекратили свое существование, вместо них появилась «недвижимая собственность» и «имение». Указ Царя 1785 г.

«О вольности дворянской» освободил дворян от обязательного государственного служения. Чтобы избежать деления земель и закрепить феодальное землевладение, указом Петра I все земли отныне переходили по наследству: от отца к сыну.

В период правления Петра I было изъято в пользу государства значительное количество церковных земель и остановлен процесс их перехода (прироста) к монастырям и церквям.

Земельные реформы XIX-XX вв.

Если обратиться к истории развития крестьянских хозяйств в XIX в.

, то можно отметить, что развитие сельского хозяйства в этот период было традиционным, то есть увеличение объемов выращенной сельскохозяйственной продукции достигалось за счет расширения земельных площадей.

За первую половину XIX в. размеры сельхозугодий увеличились на 53%. Существовавшее в тот период в России «крепостное право» тормозило развитие государства.

Реформа 1861 г., отменившая «крепостное право» и изменившая правовой статус крестьян, была частью реформ Александра II (1861, 1864, 1870 гг.). По замыслу авторов реформы, она должна была сократить отставание России в сельском хозяйстве от развитых государств.

Но отмена «крепостного  права» не привела к ожидаемым результатам. Закон об отмене крепостного права  – «Положение о крестьянах,  вышедших из крепостной зависимости» был подписан Александром II 19 февраля 1861 г.

Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов: 

  1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
  2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей.
  3. Выкуп крестьянских наделов.

 Земельная реформа 1861 г.

была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:   а) собственность на землю сохранялась за прежними владельцами-помещиками;   б) крестьяне получали «усадебную оседлость» и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;   в) крестьяне выступали как субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

  г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

В результате крестьянской реформы 1861 г.

: а) отменено «крепостное право»; б) определены условия оформления временно-обязательных отношений (статус временно-обязанных крестьян, их основные права и обязанности); в) создана система крестьянского самоуправления; г) разработан механизм и условия выкупа крестьянами «усадьбы» («усадебной оседлости») и полевого надела у помещика (так называемая выкупная операция), определены суммы и порядок выкупа; д) оказана государственная «помощь» крестьянству в осуществлении выкупа и укреплении крестьянской общины.

Следующей аграрной реформой в Российской империи стала реформа, начатая в в 1906 г. «Столыпинская аграрная реформа» – обобщенное название комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П.А.Столыпина.

Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счет ликвидации чересполосиц. Целью реформы было повышение производительности в сельскохозяйственной отрасли посредством раздачи земельных наделов крестьянам, а также предоставление отдельных прав и свобод сельскому жителю. Но и эта реформа не оправдала надежд, поскольку мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях европейской части России. С 1910 г. больше внимания уделяется поддержке кооперативного движения.

Земельные преобразования Советской власти

После революции 1917 г. на  II съезде Советов Народных Депутатов был принят один из первых декретов советской власти – «Декрет о земле». Декрет был принят 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г.

Основанием для принятия и утверждения Декрета послужила программа партии социалистов-революционеров 1906 г. Партия эсеров выступала за социализацию земли, провозглашая принцип: «земля – ничья, земля – божья».

В «Декрете о земле» этот принцип трактовался несколько иначе: «земля – общая, земля принадлежит рабоче-крестьянскому государству».

Неотъемлемой частью к Декрету о земле стал «Наказ о земле». В нем были зафиксированы: отмена частной собственности на землю,  провозглашена социализация земель.

В Декрете зафиксированы: 1) многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); 2) конфискация помещичьих земель и имений; 3) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; 4) переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей ее крестьянам; 5) отмена права частной собственности на землю; 6) запрет применения наемного труда.

19 февраля 1918 г. Декрет был заменен «Основным законом о социализации земли» за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В.Ульянова (В.И.Ленина) и  Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я.М.Свердлова

В 1918 г. в Конституции РСФСР был закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля стала общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах.

В 1919 г. в законе «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» земля была окончательно закреплена за государством.

90-е гг. XX столетия (Перестройка)

Как уже отмечалось, земельная реформа – комплекс экономических, организационных, социальных мер, направленных на преобразование земельных отношений с целью закрепления различных форм собственности и использования земли. Начало нового этапа земельной реформы на территории постсоветского пространства связывают с принятием в 1990 г.

«Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». В современной России земельная реформа проводилась в несколько этапов и началась в 1990-1991 гг. В это время были приняты такие законы как: Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 и «О земельной реформе» №374-1.

Однако началом коренных изменений земельных отношений в 90-х гг. XX в. экспертами признается принятие: Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.

, распространивших право собственности на землю на граждан и их объединения.

Второй этап земельной реформы можно отнести к 1991-1993 гг. В это время началась массовая приватизация земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Особое значение в связи с развитием земельного законодательства придается Указу Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.

Третий и окончательный этап реформы относится к 2001-2002 гг., когда в России был принят ряд нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере. К числу основных документов относят ЗК РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ. Этими основными аграрными документами была возвращена частная собственность на землю.

После проведенных земельных реформ собственников, приватизировавших землю, стало более 11 миллионов.

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих  вопросы земельных отношений, введена плата за землю.

Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать черезторговые сети или на рынке).

Цели и задачи земельной реформы в России на современном этапе

Земельная реформа  – важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

12 февраля 2015 г. был принят ФЗ РФ «О внесении изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (№11-ФЗ).

Благодаря этому закону государственная поддержка теперь гарантирована не только крупным сельхозпроизводителям, но и индивидуальным предпринимателям, выбравшим своей основной деятельностью сельское хозяйство.

Это и стало основным направлением в развитии сельского хозяйства в России на современном этапе.

Принятие поправок в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» позволяет получать кредиты для развития сельского производства с тем лишь условием, чтобы доля производства в сельскохозяйственной отрасли была не менее 70% от общих доходов в производстве.

В ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ внесены поправки и дополнения, которые существенно облегчили жизнь производителей-виноградарей.

Уточнена и дополнена специальная терминология для виноделов крестьянско-фермерских хозяйств, определено количество и перечень винных напитков, которые вправе выпускать сельскохозяйственные производители. Зафиксированы условия их поставки, хранения и реализации.

Изменения коснулись и фермеров. Так, 11 июня 2003 г. был принят новый ФЗ РФ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этот закон, заменивший Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1, закрепил основания создания крестьянских (фермерских) хозяйств в России, определив при этом:

  • понятие крестьянского (фермерского) хозяйства$
  • отношения между крестьянским хозяйством и государством;
  • правила создания и регистрация новой формы хозяйствования;
  • земельные и имущественные отношения;
  • членство в хозяйстве;
  • деятельность и формы хозяйствования.

Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. Кодексом прописаны правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.

Земельный кодекс РФ устанавливает такие основные понятия, как:

  • охрана земли;
  • сельское и лесное хозяйство;
  • возникновение, изменение и прекращение права владения землей;
  • оценка, мониторинг и землеустройство.

Земельные отношения в России регламентированы и иными законодательными актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи ЗК РФ.

Земельная реформа в РФ

Закон рсфср о земельной реформе от 27 12 1990

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение  3

2.     Этапы земельной реформы в РФ   3

3.     Цели и задачи земельной реформы в России  8

4.     Заключение  10

Список литературы   11

Введение

Начало современной земельной реформе в Российской Федерации было положено законами 90-го года «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села».

Эти новшества и сейчас не нашли своей полной реализации и остаются весьма актуальными. По оценкам зарубежных специалистов, любая реформа может доказать свою эффективность только спустя 40-60 лет после начала ее реализации.

Современная Россия пока не пришла к оптимальной модели законодательства в области использования и охраны земель.

Этапы земельной реформы в РФ

Проведение земельной реформы предусматривалось в два этапа: на первом необходимо было выявить потребности граждан, сформировать фонд перераспределения земель, установить ставки земельного налога и цены земли, на втором — фактически осуществлять реформу.

Таким образом, в Законе РСФСР «О земельной реформе» была фактически сконструирована полная модель земельной реформы, основанная на переводе государственной собственности на землю в частную, воспроизведенная в последующих законах и иных нормативных правовых актах с разной степенью изменения.

Этот Закон (как и все другие земельно-правовые акты) утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

Однако его роль в судьбе сельского хозяйства и всего общества оказалась в основном негативной.

В Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» была также предусмотрена схема раздела земель колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств в двух вариантах:

а)      выдача колхозникам, работникам совхозов денежных акций (с правом наследования и получения дивидендов), удостоверяющих долю каждого из них в стоимости сельскохозяйственных угодий;

б)      условный раздел земли между членами коллектива на паи (с правом наследования и получения дивидендов).

Однако такое решение экономически и юридически было несостоятельно, противоречило специальному Закону РСФСР «О земельной реформе» и потому не имело юридической силы. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г.

были воспроизведены нормы Закона «О земельной реформе»: о гражданах как субъектах частной собственности на землю и видах ее целевого назначения; о коллективно-долевой собственности на земельные участки; о моратории на продажу и иное отчуждение земельных участков (ст. 12 Конституции РСФСР).

Но Земельным кодексом РСФСР в отличие от Закона «О земельной реформе» приватизация земель колхозов и других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, предлагалась как альтернатива, т. е.

им лишь предоставлялось право (по формуле «могут») трансформировать земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, в коллективную (совместную или долевую) собственность и только по решению общего собрания работников (членов) коллектива (ст.

8, 9), поскольку названные субъекты, равно как совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия согласно ст. 12 имели право и впредь пользоваться земельными участками, предоставленными им ранее (или вновь) в постоянное (бессрочное) пользование. В последующих нормативных правовых актах некоторые направления земельной реформы изменялись.

1. Расширен перечень категорий граждан, получивших право собственности на земельную долю (кроме работающих в сельскохозяйственных организациях, пенсионеров, постоянно проживающих на их территориях, и лиц, занятых в социальной сфере).

В их число вошли работавшие ранее в хозяйстве, временно отсутствующие (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные из этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

(согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г.

№ 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), а также руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации, руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые получили право собственности на земельные участки за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель согласно Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

2. «Раскрепощалось» право распоряжения всеми собственниками земельных участков и земельных долей.

Таким образом, на этой стадии (в канун принятия новой Конституции РФ) земельная реформа достигла своего апогея — вовлечение земельных участков в качестве товара в свободный рынок с использованием конкурсов и аукционов.

Земельные участки, как и все прочно с ними связанное, отнесены к недвижимости, и потому все сделки должны регулироваться гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Итак, правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления (1991-1993 гг.

) ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан (98% земельных участков хозяйственных обществ и 99,1% — сельскохозяйственных кооперативов, т. е.

в собственность юридических лиц передано соответственно 2 и 0,9%), а затем после принятия Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 — в собственность владельцев крупного капитала, далеких от сельскохозяйственной деятельности.

Абсолютная свобода распоряжения земельными участками без каких-либо ограничений, которая нигде в мире не существует, нанесла непоправимый ущерб сельскохозяйственным организациям, разрушила их как единые технологические комплексы, привела к невосполнимой утрате плодородия почв, нарушению требований охраны окружающей среды.

Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период с 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась ст. 36 (п.

2) Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Это первая в российском законодательстве сложная частнопубличная норма, отражающая, хотя и не в полной мере, социальную функцию собственности на землю, которая занимает основополагающее место в зарубежном законодательстве.

На данном этапе земельной реформы наблюдалась тенденция усиления специальных норм, что вполне объяснимо сложностью земельных отношений и их ярко выраженным региональным характером.

Современное земельное законодательство – уникальное явление в законотворческой деятельности России. Его комплексный характер порождает многочисленные противоречия. Законодательство об использовании и охране земель не свободно от недостатков и пробелов.

Нормы Земельного кодекса имеют в большей части отсылочный характер, наблюдаются противоречия между нормами земельного и гражданского законодательства, особенно в части вещных прав на земельные участки.

Законодательство в данной сфере находится на пути разработки и реализации оптимальной модели правового регулирования, способной учесть как частные интересы, так и публичный характер отношений по использованию и охране земель. Все это можно обозначить как третий (новейший) этап земельной реформы.

Наступление данного этапа можно также связать с принятым в третьем чтении 18 декабря 2012 г.

федеральным законом № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на урегулирование механизма права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки и иные природные объекты.

Одновременно на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данные законопроекты по существу характеризуют собой разнонаправленные тенденции дальнейшего развития земельного законодательства, требующие коренного обновления большей части земельно-правовых норм, притом что законопроект № 47538-6 в части земельных отношений построен на категорийности земель.

К тому же, одновременное концептуальное изменение гражданского, земельного и градостроительного законодательства при отсутствии практики применения вносимых изменений отрицательно скажется на инвестиционном климате страны.

В настоящее время земельное и градостроительное законодательство нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов и коллизионных норм.

Действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет.

Цели и задачи земельной реформы в России

Итак, суть преобразований на первом этапе сводилась к переходу от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); приватизации земли; децентрализации права государственной собственности на землю и государственного управления земельными ресурсами.

О частной собственности юридических лиц пока вопрос не ставился, к этому также пришли в ходе реформ. Право землепользования (постоянное и временное) граждан и юридических лиц полностью сохранялось.

Была поставлена цель дальше закрепить и развивать новую форму права на землю — право пожизненного наследуемого владения землей, а также шире развивать аренду земли, как самостоятельное более демократическое и доступное право на землю, отличное от права пользования (заключение договора аренды, арендная плата за землю и т.д.).

Цели второго этапа — улучшение использования земли, укрепление новых хозяйственных формирований на земле и подъем сельскохозяйственного производства

Осуществляемая в России земельная реформа ставит перед собой следующие задачи:

·        придать земле легальную денежную оценку, перейти к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

·        легализовать иные формы собственности на землю;

·        расширить полномочия местных органов в части планирования использования земли и распоряжения ею;

·        разграничить федеральные государственные земли и земли субъектов РФ, а также местного самоуправления;

·        обеспечить реальную информированность общественности о реальном положении дел в земельном хозяйстве страны и выработать процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использовании земли;

·        усилить значение экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

·        повысить эффективность государственного земельного кадастра, мониторинга и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно — налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде.

В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47538-6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры. Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.

Заключение

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.   м земельной реформы на нынешнем этапе являются:

·        осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией РФ формам собственности на землю и их стабилизация;

·        вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка;

·        перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

·        повышение плодородия почв и охрана земель;

·        приватизация гражданами и юридическими лицами земли;

·        разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности;

·        создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение оценки земли.

Выделяются два этапа реализации Программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации». На I этапе (1999-2000 гг.

) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительного и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.     На II этапе (2001-2003гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//РГ — Федеральный выпуск №4831

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.