Заключение психолога на ребенка с рекомендациями

Содержание

Подготовка психолога к ПМПк. Образцы документов

Заключение психолога на ребенка с рекомендациями

Как педагогу-психологу подготовиться к весеннему ПМПк. Образцы документов и пошаговая инструкция

Юлия Тукфеева,
эксперт журнала, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 627», к. п. н., Москва,

Зульфия Хайрова,
ответственный редактор журнала «Справочник педагога-психолога. Школа», психолог

Во втором полугодии вам предстоит принять участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк). Именно на консилиуме решаются вопросы сопровождения детей с трудностями в обучении и развитии.

Может возникнуть проблема — отказ родителей в необходимой ребенку помощи специалистов.

Поэтому предлагаем образцы документов для специалистов, чтобы качественно провести консилиум и пошаговую инструкцию для родителей

Проведите совместно с замдиректора по УВР и специалистами консилиум, чтобы убедить родителей пойти на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Воспользуйтесь образцами документов — в конце статьи. А инструкцию и памятку раздайте родителям.

В каком случае проводить консилиум

Проведите консилиум, если выявилась отрицательная динамика развития ребенка после диагностики. А также если в ходе наблюдения и бесед с педагогами прослеживаются проблемы в познавательном, эмоционально-волевом и личностном развитии ребенка.

Родители неоднозначно воспринимают информацию о том, что ребенок может испытывать проблемы в обучении. Они отрицают проблемы в развитии ребенка и говорят, что дома он ведет себя иначе. Жалуются, что учителя не нашли подход к ребенку и не имеют соответствующей квалификации.

Для того чтобы корректно решить этот вопрос и направить ученика на ПМПК, проведите ПМПк. Совместное обсуждение поможет специалистам, родителям и педагогам составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка (см. ниже).

В этом случае родители начинают по-другому относиться к ситуации и становятся союзниками в помощи ребенку.

Как подготовить и провести консилиум

Подготовьте представление на ребенка. Составьте заключение и рекомендации по результатам диагностики ребенка. Воспользуйтесь образцом представления (ниже). Также другие специалисты (медсестра, логопед, дефектолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники) готовят аналитические материалы о поведении, состоянии здоровья, адаптации и результатах обучения.

Вручите родителям уведомление. Данное уведомление готовит замдиректора по УВР и через классного руководителя вручает родителям. В случае, если родители не захотят сотрудничать, оно послужит подтверждением того, что специалисты школы уведомили их о проблеме.

Примите участие в консилиуме в назначенный день. На консилиуме расскажите родителям о причине встречи. Важно, чтобы каждый специалист доступным и понятным языком информировал родителей о полученных данных, при этом не нарушая их права о конфиденциальности.

Далее необходимо выяснить у родителей, имеются ли дома подобные проблемы и затруднения. Возможны два варианта: — родители дают подтверждение. Они согласны с изложенными проблемами в поведении ребенка, могут попросить профессиональной помощи.

Тогда предложите им пойти с ребенком на ближайшую ПМПК;

— родители отрицают проблему. Говорят, что дома он ведет себя хорошо, эти проблемы проявляются только в школе. Или находят неадекватные объяснения. В случае если родители отрицают проблему, пригласите посетить уроки, чтобы они посмотрели, как ребенок ведет себя в классе. Назначьте повторную встречу.

Предложите родителям пройти ПМПК. Если после повторной встречи родители согласятся с тем, что имеются проблемы и необходима помощь, предложите им пройти ПМПК.

Часто именно незнание и непонимание родителей того, что будет проходить на комиссии, является отказом. Поэтому подробно расскажите, что такое ПМПК.

Раздайте родителям инструкцию, в которой пошагово расписаны действия и перечень документов и памятку (см. ниже).

Заполните документы. В ходе проведения ПМПк особое внимание уделите заполнению протокола и заключения (см. ниже). Представление на ребенка и заключение составляйте объективно и грамотно. Результаты диагностики должны иметь констатирующий факт и нейтральность выражений. Помните, что некорректно составленные документы могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями..

Проанализируйте результаты обследования. После того как родители получили заключение ПМПК, оригинал они передают в школу.

Далее специалисты ПМПк оценивают, сможет ли школа предоставить специальные образовательные условия, планируют содержание адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) в части программ коррекционно-развивающих курсов, определяют характер, содержание и объем коррекционной помощи специалистов, вырабатывают рекомендации для родителей. Ребенку назначается куратор, который отслеживает назначенную психолого-педагогическую помощь. Далее проводится повторное заседание ПМПк, где анализируются результаты работы.

Приложение 1

СпециалистыДефициты ребенка (по заключению школьного ПМПк)Задачи развития ребенка на учебный годСпециальные условия обучения и воспитания
Учитель-логопедНарушение звуко-произношения, недоразвитие фонематической стороны речи, недостаточный словарь (встречаются грубые лексические замены), аграмматизм, недостаточное развитие связной речи и коммуникации, специфические ошибки письменной речиКоррекция звукопроизношения вибрантов. Формирование фонематического восприятия (различение звуков по аку-стико-артикуляционному сходству). Развитие звукового анализа и синтеза, отработка слоговой структуры слова.Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи (словообразование, словоизменение). Развитие связной речи (построение фраз и текстов с использованием схем и плана). Формирование правильного навыка письма и чтения в соответствии с программой 2-го класса. Коррекция специфических ошибок письма и чтения: пропуски и перестановки букв, замены по оптическому сходствуГрупповые занятия по кор-рекционному курсу «Коррекция нарушений письма и чтения, обусловленная ОНР», 3 раза в неделю (в объеме 102 часов). Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог

Дата составления: _______

Педагог-психолог
Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Специалисты ПМПк

В комиссии принимают участие все специалисты школы: педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог

Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)

Заключение психолога на ребенка с рекомендациями

Заключение психолога по результатам психологического обследования имеет определенную структуру. Проанализируем те моменты, которые важно отразить в данном документе, а также рассмотрим один его образец.

Анализ внешнего вида ребенка

Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов.

Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста.

Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.

Поведение ребенка в беседе с психологом

Психологическое обследование ребенка дошкольного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию.

Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования.

Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования.

Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности.

Специфика деятельности

Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания.

Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного отношения к похвале, порицанию за работу.

Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования.

Работоспособность

Психолог анализирует колебания в работоспособности, отмечая тот временной промежуток, на протяжении которого малыш работал целенаправленно, продуктивно. Кроме того, выявляется причина усталости, соотносится характер деятельности и быстрота утомляемости, выявляются причины.

Полученные результаты также вписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. Особое внимание специалист уделяет изменениям эмоционального состояния ребенка: появлению неадекватного смеха, проявлению плаксивости, что свидетельствует о переутомлении.

Психолог отмечает взаимосвязь между работоспособностью и сменой мотивации, определяет тот тип, который в большей степени повлиял на работоспособность ребенка.

Анализ внимания

Тест на психотип позволяет выявить такую важную характеристику психической деятельности ребенка, как внимание. Оцениваются возможность сосредоточиться на определенной деятельности, умение переключать внимание, распределять его в неучебных заданиях.

Специалист анализирует связь между устойчивостью внимания и объемом восприятия. Выявляется присутствие флуктуации внимания, специфика его изменения при переутомлении либо возбуждении ребенка, влияние такого фактора, как гиперактивность, на параметры внимания.

Специфика латерализации

При ее анализе выявляется присутствие элементов левшества. Основным параметром проводимого анализа будет оценивание взаимосочетания левого глаза и ведущей левой руки, правого уха и правой руки.

Психолог при проведении анализа учитывает специфику деятельности малыша, которые в какой-то степени связаны с латерализацией.

Он наблюдает за тем, с какого угла ребенок начинает рассматривать картинку, выявляет направление рисования, руку, в которой он держит карандаш или кисточку.

Особенности моторики

Осуществляется анализ общей «уклюжести» малыша, особенности движений в замкнутом пространстве. Психолог наблюдает за тем, как ребенок поднимает упавшие на пол карандаши, сбивает ли он в это время другие предметы. Проверяется и умение выполнять координированные и ритмичные движения, к примеру, бегать на месте, маршировать.

Оценивается умение рисовать, писать, чтобы выявить сформированность мелкой моторики. Малышу предлагают завязать шнурки на ботинках, застегнуть пуговицу на кофточке, вырезать ножницами определенные детали. На основании полученных результатов составляются рекомендации психолога для родителей по дальнейшему развитию их ребенка.

Оценка речи

Оценивание речевой активности является важным элементом логопедического обследования. Важно выявить качество произношения звуков, объем словарного запаса, уровень речевой активности, соотношение между объемами пассивного и активного словарей.

На основании полученных данных составляются рекомендации психолога о готовности малыша к обучению в школе. Особое внимание специалист уделяет умению ребенка вести диалог, отвечать на задаваемые психологом вопросы, предлагать свои.

Изучается умение пользоваться речевыми конструкциями при составлении предложений.

Во время психологического исследования проверяется сформированность социально-бытовых ориентиров, соответствие их возрастным особенностям ребенка.

Вариант заключения по итогам психологического исследования

Предлагаем образец заключения, сделанного психологом по результатам индивидуальной диагностики.

Сначала указываются данные ребенка, его дата рождения. Далее отмечается уровень речевого развития: обширный словарный запас, умение строить предложения, высокий уровень речевой активности.

Отмечается развитое логическое мышление. Подтверждается соответствие долговременной и кратковременной памяти возрастным особенностям.

Моторика предполагает правую ведущую руку и должна быть развита в полном соответствии с возрастом.

Психолог отмечает и анализирует ряд других моментов.

Навыки самообслуживания:

  • Сформированность в полном соответствии с возрастными нормами.

Возможность успешного усвоения учебной программы:

  • Средняя работоспособность.
  • Неусидчивость при выполнении заданий в группе, быстрая утомляемость, отвлечение от предложенной работы.
  • Индивидуальная работа выполняется без замечаний.

Эмоциональная сфера:

  • Нестабильное эмоциональное состояние.
  • Высокая активность.
  • Демонстрация желания быть лидером группы.
  • Проявляется нетерпимость к ошибкам других детей.

Коммуникативная компетентность:

  • В процессе обсуждения конфликтных ситуаций быстро находит конструктивные решения, но не использует их в реальной жизни.

Далее предлагаются рекомендации психолога, в которых указывают основные направления дальнейших действий родителей и воспитателей.

  1. Консультация у психоневролога, посещение семейного приема.
  2. Использование сенсорной комнаты для снижения психоэмоционального напряжения.
  3. Запись на тренинговые группы, в которых детей обучают навыкам совместного общения.
  4. Мотивация ребенка без системы наказаний, только путем поощрения.
  5. Демонстрация через ролевые игры правил поведения в обществе. Совместный просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, обязательное их обсуждение.
  6. Родители не должны кричать в присутствии малыша, важно оградить его от выяснений семейных отношений.
  7. Соблюдение режима дня должно быть обязательным, в него желательно вводить некоторые ритуальные моменты. Например, перед сном малыш будет выпивать стакан йогурта, так ему будет проще организовывать свое время.

Заключение психолога на ребенка с рекомендациями

Заключение психолога на ребенка с рекомендациями

Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности.

Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая мотивация).

Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности.Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи.

Здесь же приводятся

вариант психологического заключения на взрослого

При описании эмоциональных состояний затрудняется с их определением (делает паузы, подбирая слова, легче ориентируется с помощью наводящих вопросов).Е., помнит себя с 5 летнего возраста, воспитывалась в полной семье. В подростковом возрасте (в 15 лет) Е.

была совершена попытка демонстративного суицида (отравление таблетками), с целью привлечения внимания родителей.

Со слов испытуемой, она специально таблетки она не подбирала, выпила немного тех, что нашла дома и легла, ожидая реакции со стороны родителей.

Реакции не последовало, Е. проснулась на следующее утро без последствий приема таблеток.

Пример заключения психолога по ребенку 7-ми лет

В настоящее время посещает 1 класс школы, танцевальную студию, бассейн.2.

Повод для обследованияК психологу обратилась мать ребенка.

Поводом послужила конфликтная ситуация развода в семье родителей, возросшая тревожность ребенка.

Перед специалистом поставлены следующие задачи:- оценить отношение ребенка к ситуации развода, к матери, к отцу и прояснить влияние поведения отца (отец может посадить девочку на колени, целовать ее в губы, а также проявляет агрессию);- выявить уровень тревожности девочки в настоящее время, и разработать рекомендации для психологического оздоровления и поддержки ребенка.3.

Краткие сведения из истории развития ребенкаНа момент обследования девочке 7 лет. После

для Урги / Патопсихологические / Образцы заключений / Патопсихологические / Заключение 10 (исследование психических процессов и личности

Исследование личности.

Анализируя результаты методики MMPI, следует учитывать установку испытуемой на утрированную подачу имеющихся у нее слабостей, жизненных трудностей, болезненных симптомов, которая вызвана потребностью в помощи, стремлением обратить внимание экспериментатора на имеющиеся проблемы. Код профиляличности(4,8,2\5) отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью исследуемой воспринимать обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей.

Выраженные затруднения в межличностной сфере, обусловленные у испытуемой отсутствием способности к интуитивному пониманию окружающих, приводят к нарушению ее социальной адаптации. Возникающие при этом чувство недостаточной связи с окружением и неудовлетворенная потребность в контактах сопровождаются нарастанием тревоги и подавленности, а амбивалентное отношение к окружающим

nadezhdaby

Авторы — американские психологи Е.С.

Шефер и Р.К. Белл. Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.Также для получения объективной картины отношений детей к матери в диагностике приняли участие Дударенко Альберт и Дударенко Андрей (тест Кинетический рисунок семьи; опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР), автор И.

М. Марковская, предназначен для анализа детско-родительских взаимодействий.

Заключение специалиста (по результатам психологического обследования)

Подобное отношение к отцу может быть как отражением реального характера отношений ребенка с данным родителем, так и проявлением «синдрома отвержения одного из родителей» (Гарднер, Келли, Джонсон). Подобная ситуация характерна для высоко-конфликтного развода, когда ребенок оказывается вовлеченным в затянувшийся супружеский конфликт.

Суть данного синдрома состоит в том, что ребенок отвергает того родителя, с которым не проживает в данный момент, обвиняя и осуждая его, из-за возможного ряда факторов: индивидуально-психологических и поведенческих особенностей обоих родителей и ребенка, психологической уязвимости ребенка и степени выраженности его внутренней агрессии, враждебности родителей по отношению друг к другу. При наличии отвержения ребенком одного из родителей, необходимо исследование как особенностей ребенка и родителя — возможного индуктора, так и индивидуальных особенностей отвергаемого родителя.

Психологическое заключение

Психологический диагноз. диагноздиагностика? скачатьпсихологическое заключениехарактеристика 31 406 WhatsAppOK.ruЭл. адрес

Заключение психолога на ребенка с умственной отсталостью образец

Рисует кружки, квадратики.

Разглядывает в книжках картинки.

Наглядно-действенное мышление неудовлетворительное. Классификация предметов по цвету производится с ошибками.

Эмоциональные состояния людей, нарисованных на картинках, не различает. Речь косноязычная. Лексикон ограничен. Самообслуживание не полное. Дома пытается выметать мусор, помогает в огороде, моет собственную чашку.

Ест неправильно, неаккуратно. Ходит в лес с ребятами. Пытается играть в мяч.

Временами отмечается благодушное настроение.

Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий). Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого

Заключение психолога на ребенка с рекомендациями

Государственное учреждение

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Федерального агентства по здравоохранению и

социальному развитию РФ«

Отделение внебольничной психотерапии и реабилитации

телефон: 567−72−11

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого Тимура Д, 1983 года рождения от 04.02.2009 года.

При проведении психологического исследования испытуемый идет на сотрудничество, устанавливая с экспериментатором формальный контакт. Испытуемый на обследование формально соглашается, но при работе проявляет признаки нетерпения (уточняет, много ли осталось, садится на край стула, корпусом тянется в двери, к концу работы часто смотрит на дверь).

Мотив экспертизы сформирован, но неустойчив. Фон настроения ровный, скорее сниженный, испытуемый спокоен, несколько заторможен (на момент обследования отмечает у себя рассеянность, связывает её наличие с приемом лекарств, говорит, что в жизни для него характерны подобные периоды рассеянности).

Эмоциональные реакции в целом адекватны ситуации, слабо нюансированы (наблюдается амимичность, некоторая эмоциональная сглаженность), на критику реагирует адекватно, ошибки коррегирует только при указании на них. Голос тихий, интонации понижающие. Коммуникативная функция не нарушена (испытуемый удерживает визуальный контакт, задает спонтанные вопросы, уточняет инструкции, проясняет неточности).

При проведении обследования темп работы средний, уровень трудоспособности достаточный. Наблюдаются сложности вербализации ответов (дает односложные, примитивные ответы), бедность и примитивность ассоциативного ряда, мотивационная недостаточность.

Целью психологического исследования явилось определение особенностей протекания психических процессов и основных черт эмоционально-личностной сферы (дифференциальная диагностика между шизофреническим и органическим симптомокомплексом).

Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ппс технология проведения исследования профессиональных

… консультантов ППС Технология проведения исследования профессиональных склонностей и предпочтений … психотизм. Созданная в результате исследования психологическая модель, описывающая влияние …

предпочтений (для индивидуального обследования) Виды деятельности … на задание. Результаты исследования показали, что испытуемые, у которых … придерживаемся традиций, опыта, наработанного годами.

Если вещь не разбита …

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

· Для исследования психических процессов: таблицы Шульте, счёт по Крепелину (внимание), заучивание 10 слов, пиктограммы, (память), исключение лишнего (вербальный вариант), ассоциативный эксперимент, классификация предметов.

· для исследования эмоционально-личностной сферы: симптоматический опросник SСL-90, Многопрофильный личностный опросник MMPI.

В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные:

Внимание: наблюдается равномерный и нормативный психомоторный темп (счёт по Крепелину — 12 сложений при норме 12−15; время по таблицам Шульте: 36, 35, 32, 35, 31 сек, при норме до 50 сек).

Объем внимания и механической памяти высокий (8 единиц при норме 5−7).

Внимание устойчиво, нарушений концентрации внимания и умственной работоспособности не отмечается (нет ошибок, коэффициент работоспособности К=1,2, в норме), можно говорить о достаточном функциональном состоянии процесса внимания, отсутствии истощаемости психических процессов. Переключаемость и избирательность внимания не нарушены.

Также следует отметить высокую эффективность работы (ЭР=33,8 при норме 30−35 сек) и достаточную врабатываемость (СВ=0,03 при норме не более 1), т. е. испытуемому не требуется время для подготовки к основной работе.

При этом психическая устойчивость (выносливость) несколько снижена (ПУ=1,03 при норме не более 1), что может быть связано с амотивационными проявлениями.

Память: отмечаются незначительные нарушения как непосредственного (механического) звена памяти, так и опосредованного (логического) запоминания.

При кратковременном запоминании (заучивание 10 слов) отмечаются нарушение такого процесса памяти как сохранение, удержание информации (кривая памяти: 8,8,10,9,8,9,9,10,9,9,10), что свидетельствует о нарушении произвольной памяти (эмоционально-волевого компонента мнестической деятельности).

Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу

… ; Процессы памяти: Память – это процесс запоминания и воспоминания. Сохранение в памяти какой-то информации включает 3 процесса памяти.   Первый процесс памяти …

мышлением; действие – это первичная форма существование мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии или действием, мышление …

этого человеку необходимо овладеть формами обобщения, которые формулируются большой посылкой, и …

Процессы запоминания и воспроизведения не нарушены (запомнил 10 слов на 3 раз при норме на 3−4 раз, ретенция через час — 9 слов из 10).

Коэффициент опосредованного запоминания (долговременная логическая память) снижен: КОЗ=76% при норме 80%. Таким образом, можно говорить о снижении как непосредственного, так и опосредованного звена мнестической деятельности как признаках амотивационных нарушений.

Мышление: В пиктограммах по фактору абстрактности представлены сверхабстрактные рисунки (геометрические образы — 8, атрибутивные- 4, метафорические — 3, конкретные — 0).

Можно говорить об эмоциональной выхолощенности представленных образов. По фактору адекватности показатель снижен (Ад=67% при норме 80%).

Например, на понятие «обман» нарисованы знаки «Х У Z», дано объяснение «есть русское слово, похожее на первые буквы, вот пришло в голову, как-то связано с обманом», или на слово «справедливость» изображены три восклицательных знака и дано объяснение «справедливость — это важное понятие». Подобные образы, неадекватные запоминаемым понятиям, свидетельствуют о нарушениях операциональной стороны мышления в виде искажения процесса обобщения.

Категориальный строй мышления нарушен.

При классификации предметов испытуемый начинает раскладывать карточки вне всяких категориальных групп понятий, например, в одну группу кладутся полка, цветок, арбуз, диван, глобус, в другую — рыба, лошадь, бабочка, деревья и т. д.

Операциональная сторона понятийного мышления нарушена: имеются ошибки как по типу снижения уровня обобщения (ошибки по конкретным или функциональным признакам понятий), так и по типу искажения процесса обобщения (выбор по латентным признакам).

Развитие мышления у младших школьников 2

… посредством примера по мере развития у школьника отвлеченного мышления резко падает. Поскольку путь к обобщению лежит через раскрытие связей и отношений, эта … предметах и явлениях он чаще всего выделяет те стороны,; которые говорят об их применении, действии с ними. Сказанное не означает, что …

Например, из ряда слов «дом, сарай, изба, хижина, здание» обследуемый вычеркнул слово «дом» как более обобщающее понятие, всё остальное — конкретные названия построек. Динамика мышления замедленна (инертность, ригидность, тугоподвижность), это проявлялось как наличие персеверативных ответов, использование одних и тех слов и словосочетаний при объяснении разных заданий.

Мотивационный компонент мышления нарушен (наличие соскальзываний — чередование ошибок, характерных для разных уровней обобщения — то конкретного, то абстрактно-логического — при этом нет зависимости от нарастания сложности заданий к концу проб).

Следует сказать о сохранных сторонах мотивационного компонента мышления: сохранны критичность, целенаправленность мышления, не отмечается резонерства и разноплановости.

Актуальное психическое состояние. Симптоматический опросник показывает наличие симптомов, выраженность которых достигает невротического уровня, по таким шкалам как обсессивность-компульсивность (О-С=0,9 при норме 075), паранояльность (PAR=0,67 при норме 0,54) и депрессивность (Д.п.=0,71 при норме 0,49).

Испытуемый отмечает, что его больше всего беспокоят его небрежность, неряшливость, чувство вины и наличие трудностей сосредоточения. Следует отметить, что индексы выраженности симптомов, проявления симптоматики и дистресса (нормативные значения) указывают на слабую выраженность и представленность подобных симптомов в поведении, а также отсутствие озабоченности ими.

Профиль личности недостоверный (индекс F-K=10), плавающий по высоте, с психотическим наклоном (код профиля 8 6 7 9 2 4 1/ L K), не подлежит интерпретации. Данный профиль позволяет говорить об эмоциональной и интеллектуальной дезинтеграции личности.

Следует отметить выраженную тенденцию к аггравации — склонности преувеличивать имеющиеся проблемы и трудности для получения сочувствия, помощи и опеки. Социально пассивная позиция при хорошем опыте интерперсонального общения.

Социальная адаптация затруднена, но существенно не нарушается за счёт высокой потребности испытуемого в социальных контактах, коммуникабельности, стремлении соответствовать стандартам поведения.

Аномалии личности. Проблема нормы в психологии

… норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности …

следующие: Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов …

развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного …

Таким образом, по результатам обследования можно говорить об отсутствии признаков органического ППС (доминируют нарушения мнестической деятельности, инертность мышления при отсутствии истощаемости психических процессов).

Имеются признаки шизофренического ППС (пограничный вариант — мягкая форма или ремиссия): эмоциональная выхолощенность, амотивационный синдром, нарушения мышления. Хорошие ресурсы психики и личности, социальная адаптация затруднена.

Клинический психолог Бубнова И.В.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.