Примеры законов субъектов

Содержание

Федерация — это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Примеры законов субъектов

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.
  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.
  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.
  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки — федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти — двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат — орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм — один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма — способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты — Государственной Думы и верхней палаты — Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
  • Судопроизводство.
  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.
  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства — федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм — все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций — это признаки федеративного устройства.

Законы субъектов рф о труде примеры — Окно права

Примеры законов субъектов

Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Поэтому субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное регулирование рассматриваемых отношений, в том числе и путем возложения на работодателей обязанности по выплате единовременного пособия.

Кстати, данное обстоятельство фактически признано и Судебной коллегией по гражданским делам. В частности, в Определении коллегии указано на то, что размер единовременного пособия мог быть повышен по соглашению сторон, а также на основании коллективного договора или соглашения.

Соглашения и коллективные договоры относятся к числу источников трудового права. Из чего следует, что в определении признается наличие отношений, входящих в предмет трудового права, которые могут быть урегулированы соглашениями и коллективными договорами.

Принимаемые законы вводятся в действие в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 октября 1999 г. № 185-ФЗ).

Особо следует остановиться на вопросе о действии в настоящее время трудового законодательства бывшего Союза ССР. Согласно ч. 2 ст.

4 КЗоТ РФ на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

3. нормативные правовые акты о труде

Важно

Однако исходя из принципа «dura lex, sed lex» (закон суров, но это закон) следует понимать, что нормы трудового права содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

В случае противоречия, возникающего между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права применяется ТК РФ.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, этот федеральный закон может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Кроме того, следует иметь в виду разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, установленное ТК РФ (ст. 6).

Какими льготами пользуются ветераны труда?

С согласия одного из родителей( опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства с 14 лет подросток может устроиться на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения. С этими лицами допускается заключение трудового договора. Для несовершеннолетних законом установлены некоторые льготы:

  • Более короткая рабочая неделя: в возрасте от 14 – 15 лет – до 24 часов; в возрасте от 16 – 18 лет – 36 часов;
  • Более продолжительный отпуск
  • Пониженные нормы поднятия тяжестей;
  • Запрет привлекать к сверхурочным работам, работам в ночное время

Трудовое право также предусматривает особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет(несовершеннолетних).

Раздел 5. основы трудового права

По инициативе работодателя расторгнуть трудовой договор с несовершеннолетним возможно только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по несовершеннолетних и защите их прав. Защита трудовых прав женщин.

К нормам , регулирующим труд женщин, относятся следующие: запрещающие труд женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах; устанавливающие предельно допустимые нагрузки при подъеме тяжестей; предусматривающие максимально благоприятный режим труда и отдыха.

Запрещается увольнять по инициативе администрации беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (или ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет).

Вы точно человек?

Трудовой договор заключается в письменной форме ( в двух экземплярах) и подписывается сторонами. Приём на работу оформляется приказом. Трудовой договор заключается на срок до пяти лет.

В связи с чем подзаконные акты не могут отменять льготы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации. Действующая Конституция РФ, ТК РФ не предусматривают издание кодифицированных актов субъектами РФ. В настоящее время действует Трудовой кодекс Республики Башкортостан.

Внимание

По форме акта, регламентирующего трудовые отношения на территории Республики Башкортостан, можно сделать вывод, что он принят вопреки правилам перечисленных нормативных правовых актов федерального уровня.

В связи с этим форма нормативного правового акта о труде Республики Башкортостан должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством.

Вполне допустимо применение Закона «О регулировании трудовых отношений на территории Республики Башкортостан».

данного Закона должно соответствовать федеральному законодательству. Не допускается установление преимуществ при приеме на работу в зависимости от расы, пола, возраста, национальной принадлежности, религиозных убеждений, принадлежности к общественным и политическим партиям.

Главным критерием подбора кадров являются профессиональные и деловые качества претендента на рабочее место. Порядок приема на работу: 1.

Предоставление необходимых документов работником на собеседовании (паспорт, или документ удостоверяющий личность, трудовая книжка, страховое свидетельство пенсионного страхования, военный билет (для военнообязанных), документ об образовании(если работа требует специальной подготовки)) Если работник заключает трудовой договор впервые, то трудовую книжку и пенсионное страховое свидетельство ему выписывает работодатель.

Другие документы требовать запрещается.

Есть в бюджете деньги — нормативы выше, нет — нормативы мизерные. Да и тарифы везде разные. У нас это суммы в пределах от 400 до 700 руб ( за обе компенсации) Есть ветераны федеральные, есть региональные. У федеральных — небольшая добавка к пенсии (если они не инвалиды) и льгота по оплате жилья.

Источник: https://1privilege.ru/zakony-subektov-o-trude/

Закон субъекта о труде

Они посвящены вопросам прохождения государственной службы, муниципальной службы, регулированию оплаты труда, охраны труда, а также рабочего времени и времени отдыха как всех работников конкретного региона, так и отдельных категорий работников, вопросам занятости населения и квотирования рабочих мест для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, организации общественных работ. Кроме того, указанные нормативные правовые акты устанавливают порядок привлечения и использования в субъектах Федерации иностранной рабочей силы, определяют виды и объем дополнительных гарантий для работников конкретного региона, регламентируют порядок их предоставления. Закон субъекта о труде Прекращается в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллкт. Тр. спора или в случае признании недействительной.

По этой причине коллегия сочла возможным вынести новое решение на основании норм федерального законодательства, исключив из правоприменительной деятельности Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий более льготные условия возмещения материального ущерба в связи с гибелью работника.

Не вызывает сомнений, что установление большего размера единовременного пособия при гибели работника относится к числу мер, повышающих экономическую заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда.

В связи с чем вполне логично установление в Законе субъекта Российской Федерации большего размера материальной ответственности, чем предусмотрено в федеральном законодательстве.

Очевидно, что возникшие отношения по возмещению материального ущерба вытекают из трудовых отношений. В соответствии со ст.

Трудовое право

В 1999 году в официальной прессе был опубликован один из проектов Нового Трудового кодекса РФ (первый законопроект был опубликован в 1994 году), однако Государственной Думой РФ к обсуждению он не принят. Ныне действующий КЗоТ РФ, несмотря на то, что он имеет некоторые правовые изъяны, содержит большинство правовых институтов трудового права и является законом прямого действия.

Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имеют следующие федеральные законы: от 23 ноября 1995 г.
№ 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1996 г.

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 июля 1999 г.

Нормативные акты субъектов РФ, регулирующие местное самоуправление

Примеры законов субъектов

Законодательство субъектов рф о местном самоуправлении (МСУ) используется в рамках российских субъектов. Оно направлено на решение общих вопросов регулирования местного самоуправления, что, главным образом, отражено в конституциях и уставах.

Пример 1

Законы субъектов РФ, примеры: глава 10 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, глава 8 Устава Тюменской области, глава 13 Устава (Основного закона) Саратовской области.

В конституции (уставе) субъекта регулирование вопросов, которые касаются организации местного самоуправления, как правило, отражаются в общем виде. Так, в статье 72 Устава Саратовской области дается гарантия права по осуществлению местного самоуправления.

Это дает возможность обществу самостоятельно и ответственно заниматься решением вопросов местного значения в соответствии с законами России и области. Граждане Саратовской области непосредственно обладают правом местного самоуправления, что проявляется в форме собраний, выборов и референдумов, конференций и сходов и прочих прямых форм волеизъявления.

Народ регулирует работу власти с помощью органов местного самоуправления, которые он формирует.

Рассмотрение законодательства местного самоуправления

Детально особенности рассматриваемой системы отношений в обществе регулируют законы соответствующих субъектов РФ. На период действия Закона о местном самоуправлении, который был принят в 1995 году, большая часть субъектов приняла базовые законы, включающие:

  1. О МСУ (Республика Тыва, Красноярский, Приморский край, Омская, Томская области и др.).
  2. Об организации местного самоуправления (Москва, Еврейская АО, Республика Марий Эл, Оренбургская и Нижегородская области и др.).
  3. Об основах МСУ (Калининградская область и Алтайский край).
  4. Об общих принципах организации МСУ (Ярославская область, респ. Бурятия, Сахалинская и Липецкая область).

В 2003 году был принят Закон о МСУ, что предопределило потребность изменить действующее законодательство о МСУ со стороны региональных законодателей. С другой стороны появилась необходимость в создании новой законодательной основы данного направления. Новый Федеральный закон более подробно, чем предыдущий, стал регулировать проблемы организации.

Замечание 1

Законодательные акты субъектов РФ могут быть приняты лишь по проблемам организации местного самоуправления, которые прямо предписываются для этого посредством ФЗ.

Права субъектов РФ

Так, органы государственной власти субъектов имеют право на:

  • установление ответственности за неисполненные муниципальные правовые акты;
  • установление границ территорий МО;
  • наделение городов статусом городских округов;
  • изменение границ и преобразование МО;
  • передачу органам МСУ отдельных государственных полномочий;
  • установление административной ответственности за нарушение должностными лицами сроков и порядка ответа на гражданские обращения в органы МСУ;
  • определение наименований представительных органов МО, глав МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО);
  • определение в части, которая касается осуществления некоторых полномочий государства, передаваемых органам МСУ посредством ФЗ и и законов субъектов РФ, условия контрактов для глав местной администрации;
  • установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городских округов);
  • установление порядка формирования районных фондов, предназначенных для финансовой поддержки поселения;
  • формирование порядка образования районного фонда финансовой поддержки для городского округа и муниципального района);
  • утверждение методики, в соответствии с которой происходит распределение дополнительных субсидий на нужды МО и др.

Перечень вопросов, которые относятся к организации МСУ, способные быть под регулированием законов субъектов РФ, не велик. Часть из субъектов отказалась от принятия базового закона о МСУ. Вместо этого они предпочли разработку и принятие нескольких небольших законодательных актов, которые регулируют отдельные вопросы по их предмету ведения.

Пример 2

В 2003 году для исполнения Закона о МСУ в Саратовской области приняты несколько законов: 23 декабря 2004 года № 79-ЗСО «О городских округах», 23 декабря 2004 года № 78-ЗСО «О муниципальных районах», 6 марта 2006 года № 13-ЗСО «О наименованиях органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Саратовской области» и др.

Некоторые субъекты Российской Федерации предпочитают видоизменение или принятие нового базового закона, который действовал до принятия Закона о местном самоуправлении в 2003 году. Так, подобным примером может выступать Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».

Субъекты РФ кроме законов принимают многочисленные подзаконные акты, касающиеся вопросов организации и работы местного самоуправления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Примеры нормативно правовых актов с пояснениями

Примеры законов субъектов

Примеры нормативно правовых актов: 10 особенностей официальных документов + 4 классификационных признака + 4 типа законов и 4 типа подзаконных актов с примерами.

Развитая и цивилизованная страна должна жить по нормам права.

Для этого на разных уровнях власти издаются официальные документы, которые и регулируют те или иные сферы деятельности.

Примеры нормативно правовых актов в РФ должны знать все, потому что именно они являются доминирующими источниками самоуправления.

Официальная документация обязательна к исполнению для всех граждан, что считают себя законопослушными.

Нормативно правовой акт и его примеры

Без существующих нормативно правовых актов (НПА) в любом мире наступит полная анархия. Эти официальные документы в текстовом виде закрепляют правовую информацию, которая обязательна к использованию всеми гражданами.

1. Что такое нормативно правовой акт?

Первое, что нужно знать о нормативно правовых актах – то, что это официальные документы, которые прописываются и принимаются лишь уполномоченными на то законодательными органами в особом порядке.

То есть, даже при большом желании обычный человек не может сесть и написать Конституцию, которая бы распространялась на всю страну.

А вот взрослое население страны вправе влиять на создание или изменение таких актов. В качестве примера может служить референдум, который проводится во многих странах с целью узнать мнение общества по поводу вводимого законопроекта или изменений к Конституции.

Основное определение НПА можно найти в Постановлении Госдумы № 781-II, что было принято в 1996 году:

Согласно особенностям романо-германской правовой системы, которая используется и РФ, именно нормативные акты являются основным источником права в стране. Их содержание (особенно это касается главного документа – Конституции) не подлежит оспариванию, потому что принимается на высшем государственном уровне.

Права и обязанности человека: 33 вещи, которые нужно знать

Хотя известны случаи, когда высший законодательный орган (Парламент) или взрослое население страны на референдуме меняли действующую государственную Конституцию.

Но подобные практики не имеют широкого распространения, да и сама процедура не так проста, чтобы к ней можно было прибегать слишком уж часто.

2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

  1. Высокое качество.

    Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только юридическое образование, но и приличный опыт работы в этой сфере.

    Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.

  2. Четкая структура.

    Даже если содержание бумаги не вызывает сомнений, но его структура отличается хаотичностью, такая бумага подлежит доработке. Наиболее оптимальная структура – вводная часть и статьи, которые тоже строятся по определенному принципу.

  3. Отражение объективной реальности.

    Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность.

    Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

  4. Доступность для понимания.

    Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла.

    Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.

3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?

Основные особенности действующих НПА:

  1. Ориентация на управление отношениями в разных сферах общественной жизни.
  2. Правотворческий процесс, который предшествует созданию любой правовой бумаги.
  3. Официальный характер, который носит каждый из НПА.
  4. Наличие специальных реквизитов:
    1. наименование акта (например, закон, постановление, приказ)
    2. наименование государственного органа, который принял данный документ (Государственная Дума, Президент, Правительство, Министерство)
    3. дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят
  5. Каждый является частью единой правовой системы государства.
  6. Обязателен к исполнению как рядовыми гражданами, так и государственными органами, потому что содержит нормы права, актуальные на момент принятия бумаги.
  7. Принимается согласно официальной процедуре. Обычно вступают в силу после того, как публикуются и таким образом информируют население державы о своем появлении.
  8. Длительное время, которое требуется для принятия того или иного правового акта. Это связано и со сложностью создания документа, и с ответственностью, что лежит на создателях, и с многоуровневой процедурой, которой необходимо придерживаться.
  9. Четкая внутренняя структура: разделы, главы, статьи и т.п.
  10. Исполнение любого законодательного акта контролируется государством, что имеет право проявлять свою силу при необходимости. Пример – наказание, предусмотренное за нарушение того или иного государственного закона.

Принципы классификации нормативно правовых актов

Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

  • субъект инициирования создания документа;
  • область распространения;
  • срок действия;
  • уровень юридической силы.
Классификационные особенности в зависимости от
Субъекта инициирования создания документа Классификационные особенности в зависимости от Создание нормативно-правового акта может инициироваться: — государственным органом; — общественной организацией;- народом (референдум).
Области распространения Выделяют: — федеральные НПА; — акты субъектов РФ; — акты муниципальных органов;- локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
Срока действия В зависимости от времени влияния выделяют: — акты, принятые на неопределенное длительное время;- акты временные (на определенный период).
Уровня юридической силы По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на: — законы;- подзаконные акты.

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов

Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:

  1. Конституция РФ.

Законы субъекта федерации

Примеры законов субъектов

Закон субъекта Российской Федерации — принципиально новое понятие, которое не имеет аналогов и не закреплялось ни в одной из Конституций Российского государства, что предопределяет актуальность выработки теоретически обоснованных подходов к этой форме права, в т.ч. к ее дефиниции.

Понятие закона субъекта Российской Федерации считаем целесообразным сформулировать через его родовые и видовые признаки.

Выбор построения дефиниции закона субъекта Российской Федерации по такой формуле обусловлен тем, что она остается максимально эффективной с точки зрения выделения существенных признаков определяемого понятия.

Род точнее всего выражает сущность того, что определяется, а признаки вида (видовые отличия рода) позволяют максимально отделить его от того, что относится к тому же роду. Указанный способ позволяет избежать включения в определение индивидуальных признаков объекта, не присущих всему, что подпадает под один и тот же вид.

Закон субъекта Российской Федерации, являясь одним из видов закона как юридической категории, обладает рядом присущих ему общеправовых признаков.

Соглашаясь с тем, что признаки закона субъекта Российской Федерации производны от признаков закона как родовой категории, необходимо отметить, что далеко не все общеправовые признаки закона находят свое отражение в такой форме права как закон субъекта Российской Федерации. Безусловно, закону субъекта Российской Федерации присущи следующие признаки закона:

1) закон субъекта Российской Федерации — это нормативно-правовой акт. Данная черта является базовой для закона субъекта Российской Федерации и отражает его основную функцию — регулирование общественных отношений посредством придания действия правовым нормам;

2) закон субъекта Российской Федерации принимается специальным субъектом — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумом. Ряд законов субъектов Российской Федерации был принят специально создаваемыми органами (например, Конституция Республики Дагестан принята Конституционным Собранием Республики Дагестан);

3) процедура принятия закона субъекта Российской Федерации строго формализована. Особенностью законодательного процесса в регионах России является наличие норм, регулирующих данную область правоотношений как в федеральном законодательстве, так и законодательстве субъектов;

4) закон субъекта Российской Федерации может быть отменен только путем принятия другого закона;

5) закону субъекта Российской Федерации присущи свойства действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Необходимо отметить, что применительно к региональному уровню действие закона в пространстве определяется границами субъекта Российской Федерации.

Такой вывод следует из положений статьи 5 Федеральной Конституции, в соответствии с которой каждый субъект имеет свои конституцию (устав) и законодательство;

6) ряд других признаков, отмечающихся в юридической литературе, свойственных закону субъекту Российской Федерации как одной из форм права.

Вместе с тем употребление по отношению к законам субъектов Российской Федерации некоторых признаков родового понятия «закон» вызывает серьезные сомнения. Во-первых, закон субъекта не обладает признаком неограниченности предмета правового регулирования.

Исходя из общеправовой категории государственного суверенитета, закон как одно из его проявлений может приниматься по любому вопросу. Закон же субъекта — только в пределах полномочий, отнесенных к ведению субъектов в соответствии с разграничением предметов ведений и полномочий.

Поэтому в юридической литературе справедливо отмечается, что в силу разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами России представительные органы власти субъектов Федерации наделены ограниченной нормотворческой компетенцией.

Во-вторых, закону субъекта Российской Федерации не свойственен признак абсолютной первичности правового регулирования.

В полной степени говорить о первичности правового регулирования можно лишь в отношении региональных законов, принимаемых по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, ведь по указанным предметам ведения регулирование на федеральном уровне отсутствует, а регионы обладают всей полнотой государственной власти.

А вот законы субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения, чаще всего базируются на нормах федеральных законов; они принимаются в развитие федерального законодательства, а нередко — и по прямому предписанию федерального законодателя. В юридической литературе, впрочем, встречаются противоположные точки зрения.

Например, Э.Г. Липатов считает, что законы субъектов Российской Федерации выступают первичными актами правового регулирования, которое означает, что с точки зрения хронологии правовое регулирование тех или иных общественных отношений начинается только с издания закона.

Думается, под этим свойством, как первичность правового регулирования, должна пониматься не очередность принятия актов в хронологическом порядке, а наличие правового основания для регулирования той или иной группы общественных отношений.

Для законов субъектов Российской Федерации, принимаемых по предметам совместного ведения, правовым основанием почти всегда выступает соответствующая норма федерального закона. Указанное обстоятельство послужило основанием для появления в юридической литературе позиции о том, что в федерации наряду с законами в полном смысле этого слова, т.е.

наряду с федеральными законами, существуют законы как бы низшего уровня. С таким утверждением согласиться нельзя. Законы субъектов — это не акты низшего уровня, а нормативные правовые акты, принимаемые по другому кругу вопросов, обусловленному принципом разграничения предметов ведения и полномочий.

В предусмотренных Конституцией РФ случаях они имеют приоритет над федеральными законами.

Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько важным элементом самого механизма регулирования в сфере совместного ведения, который «снимает» известную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правопримения.

Отсюда вытекает еще одна особенность регионального закона — он разрабатывается, принимается и функционирует в уже действующем правовом поле федерального законодательства, является интегрированным составным элементом системы российского законодательства. Указанное обстоятельство в совокупности с конституционным принципом единства правового пространства обусловливает органическую взаимосвязь законодательства федерального и регионального уровней, и попытки их изолированного развития нарушают конституционное единство правовой системы и законодательства.

В юридической литературе при характеристике законов субъектов Российской Федерации нередко указывается, что они обладают верховенством, высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

По нашему мнению, правомерность использования подобных характеристик применительно к закону субъекта Российской Федерации вызывает весьма серьезные сомнения. Высшей юридической силой в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации обладает только Конституция Российской Федерации.

Ее высшая юридическая сила обусловлена, в частности, тем, что будучи принята народом, именно Конституция России учреждает основы организации и взаимодействия государства, общественных коллективов, индивида, определяет вектор государственного развития на определенном его историческом этапе.

Существование общефедеральной Конституции как основного закона исключает возможность существования внутри страны, на территорию которой распространяется ее действие, каких-либо других правовых актов, юридическая сила которых характеризовалась бы как высшая.

Кроме того, в словосочетании «высшая юридическая сила» прилагательное «высшая» используется в превосходной степени сравнения, означающей самую высокую степень качества в предмете по сравнению с тем же качеством в других предметах.

https://www.youtube.com/watch?v=krMBZoc0Vec

В силу данных обстоятельств характеристика высшей юридической силы неприменима к законам субъектов Российской Федерации, даже с учетом оговорки об ее распространении только на региональные правовые акты.

Признание за законами субъектов Российской Федерации высшей юридической силы с неизбежностью ведет к выводу о том, что на территории субъекта Российской Федерации действуют несколько актов высшей юридической силы, и, более того, у каждого субъекта акты высшей юридической силы различны.

Такой вывод не согласуется ни с конституционными принципами единства правового пространства и верховенства Федеральной Конституции, ни с правилами формальной логики. В этой связи положительным представляется опыт использования по отношению к юридической силе закона субъекта Российской Федерации прилагательного «большей».

Оно отражает иерархическую соподчиненность актов, имеющих большую или меньшую юридическую силу по сравнению с другим актом, и не исключает существования акта, обладающего высшей юридической силы — Федеральной Конституции.

В завершении описания теоретических характеристик закона субъекта Российской Федерации хотелось бы обратить внимание на еще одну черту, характеризующую его с сущностной точки зрения.

Закон субъекта России — это акт, появляющийся в результате компромисса, договора между отдельными региональными политическими течениями, гражданами, государственными органами. В законе субъекта отражается консолидированная региональная воля субъектов, способных влиять на региональный законотворческий процесс.

Таким образом, закону субъекта Российской Федерации присущи как общеправовые признаки закона, так и специфические черты, характеризующие только эту форму права.

На основании изложенного, с теоретической точки зрения закон субъекта Российской Федерации представляет собой нормативный правовой акт, принятый в соответствии с установленной процедурой специальным субъектом, обладающий большей юридической силой в системе правовых актов субъекта России, действующий в пределах его границ, отражающий консолидированную волю субъектов, способных влиять на региональный законотворческий процесс, и регулирующий общественные отношения, входящие в предмет регионального законодательного регулирования с учетом принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Согласно нашему мнению, источники права — это носители правовой нормативной информации, бытующие в юридическом поле, признаваемые всеми его агентами, содержащие юридические габитусы, вследствие чего обладающие способностью регулировать поведение агентов.

В целом, анализ теории и истории становления понятия источников права показывает, что в сложившейся теории источников права заложена многозначность терминологии, усилении позитивистского начала (с превалированием закона как основного источника права) и борьба противоположной тенденций к включению в систему источников широкого круга норм общественной жизни, содержащих правовые нормативные регуляторы. Согласно нашему мнению, вся история становления источников права демонстрирует стремление правовой системы к упрощению и кодификации норм, однако внешние факторы развития общества и государственных систем постоянно усложняют эту систему. В итоге, можно рассматривать законы (позитивистское правопонимание) как то, к чему следует право, в представлении о системе источников, а прочие источники как то, что влияет на право.

Правовые основы существования и функционирования конституционного законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе путем установления видов источников права, составляют, в первую очередь, положения Конституции Российской Федерации:

1. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 5).

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ч. 2 ст. 5).

3. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется настоящей Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

5. Положения Конституции, определяющие разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72, 73).

6. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).

7. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76).

8. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76).

9. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам ведения субъекта федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76.).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.