Новый закон о музыке в общественных местах

Содержание

Включил музыку — получил штраф: как платят за авторские права?

Новый закон о музыке в общественных местах

Мы веселимся на праздничных мероприятиях и даже не подозреваем о том, что просто так включать музыку на любых публичных мероприятиях в России запрещено.

Запрещено даже на детских утренниках, и даже фоновую музыку в кафе тоже нельзя включать бесплатно. Об этом редко скажут гостям организаторы мероприятий и владельцы ресторанов.

Зачем омрачать праздник? Да и в общем-то самих гостей это напрямую не касается.

А дело вот в чём. В России действует административная ответственность за исполнение музыкальных произведений без согласия правообладателя. То есть, включать и слушать лично для себя одного можно, включив аудиозапись, к примеру, с интернета.

Однако воспроизводить музыку в общественных местах для широкого круга лиц нельзя, не купив на неё права. Даже более того, самим исполнителям запрещено исполнять даже каверы на авторскую музыку — это подтверждают многочисленные судебные дела.

Юридическая сторона вопроса

В Гражданском кодексе существует статья 1270. Исключительное право на произведение. И под использованием как раз и понимается в публичных местах.

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Если компания или индивидуальный предприниматель включает или даже исполняет произведение публично, то ему грозит ответственность. Наше законодательство оказалось щедро на перечень наказаний и прописало целых три вида ответственности за нарушение авторских прав.

  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков или выплате компенсации за нарушение авторских и смежных прав (ст. 1301, 1311 ГК РФ). Компания заплатит от 10 тыс. до 5 млн руб. или возместит двукратную стоимость права использования произведения (объекта смежных прав). Размер определяет суд, исходя из стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за правомерное использование такого объекта. При неоднократном или грубом нарушении суд вправе принять решение о ликвидации компании по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ).
  • Административная ответственность за незаконное использование произведений или фонограмм установлена частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. для директора – от 10 до 20 тыс. руб., для компании – от 30 до 40 тыс. руб. Экземпляры произведений и фонограмм, а также материалы, оборудование и иные средства, используемые для воспроизведения, конфискуют.
  • Размер уголовного наказания зависит от стоимости прав на использование произведений. Если стоимость авторских прав составляет от 100 тысяч до 1 млн рублей — то выплачивается до 200 тыс. руб. или в размере дохода директора за период до 18 месяцев, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы и лишение свободы до 2 лет (п. 2 ст. 146 УК РФ). Если стоимость прав – от 1 млн руб, то уголовка обернется принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 6 лет со ом до 500 тыс. руб. или в размере дохода директора за период от 3 лет (п. 3 ст. 146 УК РФ).

И как это контролируется?

На самом деле все эти запреты в законодательстве были прописаны уже давно. Но долгое время к ним относились несерьезно. Да и действительно — ну как за включенную музыку на корпоративе можно требовать какие-то ы? Однако позже произошли изменения.

В 2008 году Росохранкультурой была выбрана и аккредитована одна организация по управлению правами на коллективной основе — РАО (Российское авторское общество). Она имеет право собирать вознаграждение за любое публичное исполнение , включая плату за звучание в эфире.

РАО заключает договоры с авторами песен, причем как с российскими и зарубежными, и получает права на произведения. Затем собирает авторские отчисления в пользу автора, забирая себе часть комиссии — она составляет порядка 30%.

Происходит это либо в судебном порядке, либо по договору, который предварительно надо заключить владельцу кафе или организатору мероприятия. В 2017 году РАО собрала совокупных сборов свыше 5 млрд рублей.

Также существует Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — это общероссийская общественная организация по коллективному управлению смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм.

Смежные права — это когда текст песни принадлежит одному автору, а звук — другому. Как эти организации узнают, что были использованы песни? Они регулярно мониторят городские мероприятия, проверяют , куда посетители корпоративов выкладывают видео.

Далее подают в суд, и чаще всего его выигрывают, если у ответчика не найдется подкованных юристов.

Сколько денег нужно платить?

Интересно, что, если ивент-менеджер организует мероприятие, ему придётся заплатить взносы в обе этих организации — и в РАО, и в ВОИС.

Размер ставок вознаграждения утвержден в соответствии с действующим законодательством РФ, авторским советом РАО и Уставом ВОИС и зависит от конкретного города, а также сферы работы пользователя, площади, на которой осуществляется публичное исполнение фонограмм, количества посадочных мест и других факторов. При расчете ставок также применяются корректирующие (понижающие и повышающие) коэффициенты. С действующими ставками для РАО можно ознакомиться здесь. А со ставками в ВОИС — здесь. Ставки и для той, и для другой организации,  основном, одинаковы.

Ставки авторского вознаграждения не зависят от количества публично исполняемых охраняемых произведений и продолжительности звучания. Однако компаниям, заключившим договор необходимо отчитываться о том, какие композиции звучали в течение суток, причем в письменном виде.

Например, для баров, кафе и ресторанов, ставки выглядят так:

Для школ и ВУЗов от 3 до 10 тысяч рублей ежегодно, а для медучреждений — от 1000 до 3000 рублей.

Самые высокие ставки установлены для воспроизведения во Дворцах культуры, театрализованных и елочных представлений, цирков, показов мод и презентаций. Здесь ставки рассчитываются в зависимости от стоимости билетов, либо из расчёта на посадочное место.

Кстати, включенное в кафе или машине радио или телевизор тоже попадает под публичное , и за это тоже надо платить.

Всего в 2017 году РАО и ВОИС собрали 6,212 млрд рублей авторского вознаграждения, что на 12 % больше, чем в предыдущем году.

Самые интересные суды

Организации постоянно судятся за выплату возмещений по авторским правам. Иногда успешно, иногда нет.

Иск против ветеранов

В марте 2010 года прокуратура по заявлению Российского авторского общества предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили композитор Оскар Фельцман, а также ряд известных политиков. Конфликт широко освещался в прессе, и после этого РАО отозвало свои претензии.

Иск против филармоний

В конце 2011 года РАО подало иски против Московской, Свердловской и Нижнетагильской филармоний. Особенностью исков было то, что РАО фактически требовало от филармоний выплаты авторских вознаграждений за произведения классиков, живших несколько веков назад.

Районный суд в Екатеринбурге прекратил производство дела, так как споры с участием организаций по коллективному управлению авторскими правами были отнесены к подведомственности арбитражных судов, но РАО заявило о намерении довести судебное дело до конца.

Суть конфликта состоит в том, что многие годы отчисления в РАО производились без учёта реального времени звучания современной в концерте (10 % от всего сбора с концерта, даже если произведение звучало 5 минут из 1,5 часов).

Однако впоследствии суд филармонии всё же выиграли. Верховный суд признал незаконным постановление правительства РФ о ставках вознаграждения в части, обязывающей российские филармонии перечислять в Российское авторское общество (РАО) плату за исполнение Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха и других мировых классиков, сообщили агентству РАПСИ в суде.

Иск против таксистов

РАО обвинило таксопарк в нарушении авторских прав и пыталось взыскать 340 тыс. руб. за включение в машине такси. Общество подало иск в июне 2018 года: его представитель воспользовался услугами такси, в поездке прослушав 17 песен, за каждую из которых РАО потребовало в суде компенсации в размере 20 тыс. руб.

В сентябре суд первой инстанции согласился, что водитель такси не имел права включать музыку, поскольку таксопарк не заключил договор с РАО и не выплачивал авторские отчисления. Но Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска.

Эти судебные дела закончились проигрышем РАО — увы, это далеко не всегда так. Судебная практика насчитывает множество случаев, особенно с малым бизнесом, когда решение приняло иной оборот. Корпоративы — это золотая жила для их юристов.

Нашла коса на камень

Любопытный судебный процесс проходил в апреле 2017 года. Пенсионный фонд решил, что с сумм вознаграждения авторам необходимо отчислять страховые взносы. РАО уже в Верховном суде так и не смогло доказать, что не должно платить страховые взносы с собранных организацией авторских вознаграждений. ПФР начислил РАО около 140,7 млн руб. невыплаченных взносов плюс ы и пени еще на 49 млн руб.

Источник публикации

Как проигрывать музыку без выплат РАО и ВОИС? Легальная фоновая музыка для бизнеса

Новый закон о музыке в общественных местах

Многие владельцы бизнеса и руководители задаются вопросом: «Как я могу проигрывать музыку в своем бизнесе на законных основаниях»?  Но большинству из них не хватает времени, сил и источников информации, чтобы разобраться с вопросом лицензирования музыки.

Мы нашли время, чтобы ответить на 7 наиболее распространенных вопросов, которые владельцы бизнеса задают о легальности проигрывания музыки.

1. Могу ли я законно воспроизводить музыку с сервисов , Apple Music, Яндекс.музыка, или подобных в качестве фоновой музыки в моем бизнесе?

Все эти вопросы мы слышим постоянно:

  • могу ли я проигрывать -каналы в своем бизнесе?
  • является ли законным прослушивать музыку из в бизнесе?
  • возможно ли легальное проигрывание Яндекс.музыки в моем бизнесе?

Ответ прост: НЕТ!

С точки зрения бизнеса, потоковые услуги для воспроизведения музыки представлены в двух формах: B2C (бизнес для потребителя) и B2B (бизнес для бизнеса). Основные возможности для воспроизведения музыки, предлагаемые такими сервисами как Яндекс.музыка, Apple Music, , и пр. построены в формате B2C — для потребителей, а не для бизнеса.

Это означает, что они лицензированы для частного, некоммерческого использования (идеально подходят для использования дома с друзьями и семьей). Для воспроизведения музыки в общественных местах, включая Ваших клиентов и сотрудников, Вам необходимо платить отчисления сразу в две контролирующие организации — РАО и ВОИС.

Но это не единственная возможность проигрывать лицензионную музыку законно.  В этой статье мы научим Вас, как самым легким способом получить полностью легальный лицензионный и самый качественный контент, без выплат в РАО и ВОИС. Наконец-то Ваши отчисления достанутся исполнителям и музыкантам.

2. Является ли законным играть приобретенную музыку, например, в iTunes на моем iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки в бизнесе?

В наше цифровое время имеются недопонимания насчет того, владеем ли мы нашим цифровым контентом или нет.

Когда Вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае Вы по существу приобретаете лицензию, однако, Вы можете воспроизводить контент только в некоммерческих целях. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но не можете воспроизводить их публично.

Воспроизведение загруженной музыки для нужд Вашего бизнеса нарушает закон об авторском праве, поскольку это считается публичным воспроизведением, то есть для извлечения коммерческой выгоды — повышения лояльности покупателей, ассоциации определенных музыкальных композиций с Вашим брендом, уменьшения напряженности или наоборот возбуждения Ваших клиентов.

3. Как я могу получить лицензию на воспроизведение музыки публично в моем бизнесе? Каковы лицензионные сборы?

Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако, это не означает,что все авторы обязаны пользоваться их «защитой».

Малоизвестные исполнители зачастую не получают никаких отчислений от данных организаций, вследствие чего отказываются от их защиты и заключают контракты с такими компаниями, как «Волна Медиа», от которых получают ежемесячные выплаты на постоянной основе.

https://www.youtube.com/watch?v=HBh-qgVIsPo

Вы спросите: а законно ли это?  Безусловно — ДА!

Несмотря на то, что представители РАО и ВОИС могут запугивать Вас и утверждать, что заключать лицензионные договоры можно только с ними, Гражданский кодекс Российской Федерации говорит об обратном.

Согласно пункту 2 статьи 1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

Это означает, что  заключение лицензионного договора пользователем с непосредственным правообладателем влечет за собой прекращение права организации по управлению правами на коллективной основе (РАО и ВОИС) по сбору вознаграждений в отношении соответствующих объектов авторских и смежных прав.

Таким образом, мы получаем ответы на такие вопросы: нужно ли платить отчисления в РАО? Должен ли я платить лицензионные сборы ВОИС?

При заключении договора с «Волна Медиа» — НЕТ!

У нашей компании имеются прямые договоры с лейблами и исполнителями, которым мы выплачиваем отчисления.

Когда Вы, как владелец бизнеса, подписываете договор, Вы можете законно использовать музыку из нашего каталога для своего бизнеса.

На данный момент — это более 20 000 треков и композиций с профессионально подобранными плейлистами для любого типа бизнеса. Количество и качество треков в нашем каталоге постоянно растет.

Заключение аналогичного договора с РАО и ВОИС может быть дорогостоящим и зависит от множества дополнительных факторов — площадь помещения, количество посадочных мест, количество персонала и прочее.

При этом Вы просто получаете право транслировать музыку. Составлять плей-листы Вам никто из РАО и ВОИС не будет.

Компания «Волна Медиа» производит расчет стоимости исключительно исходя из полезной площади помещений, в которых проигрывается музыка.

4. Если мой бизнес имеет договор с вашей организацией, нужно ли мне платить кому-то еще?

Нет, если Вы планируете использовать музыку только из нашего каталога. Если же Вы хотите использовать популярную музыку для своего бизнеса, то — да.

Однако, использование популярной музыки в качестве фоновой для бизнеса — очень сомнительная идея. Это может оттолкнуть существенную часть клиентов.

Наш девиз — только качественная и адаптированная для бизнеса фоновая музыка. 

Договор с организацией, предоставляющей лицензионный контент, позволяет Вам транслировать музыку, защищенную авторскими правами, и избежать выплат в РАО и ВОИС.

5. Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?

Если Ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, Вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — Вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции, и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.

6. Что произойдет, если я буду проигрывать музыку в своем магазине (или любом другом виде бизнеса), не заплатив никому?

Нам все время задают вопросы: нужно ли платить в РАО? Должен ли я платить ВОИС? Что будет, если я включу музыку в своем заведении без договора?

Чтобы публично проигрывать музыку, защищенную авторскими правами, в Вашем бизнес-учреждении, Вам необходимо получить разрешение от владельца или представителя авторского права — это регулируется законом об авторском праве РФ.

Если Вы не получили надлежащего разрешения и транслируете музыку без договора, будьте готовы, что сначала в Вашем заведении  сделают аудио-видео фиксацию данного факта, а затем привлекут к ответственности и предъявят иск на сумму от 20 000 руб за каждый зафиксированный трек.

Наша компания предоставляет музыкальный контент от 25 руб/день за более чем 20 000 треков, собранных в подборки для различных видов бизнеса, с регулярными обновлениями. И мы настоятельно рекомендуем не рисковать и подключиться к нашему сервису на законных основаниях.

Это дешевле, качественнее и удобнее.

7. Какое наиболее доступное легальное музыкальное решение для моего бизнеса?

Музыка имеет жизненно важное значение для привлечения клиентов и получения дохода, но мы признаем тот факт, что большинство предприятий работают с ограниченным бюджетом.

«Волна Медиа» — это законный бизнес-потоковый сервис, начинающийся от 799 рублей в месяц с доступом ко всей нашей музыкальной библиотеке. У нас работают профессиональные музыканты и диджеи, чтобы у Вас всегда был качественный и актуальный для Вашего бизнеса контент.

Закажите бесплатный тестовый период на 7 дней прямо сейчас, прослушайте плейлисты и посмотрите насколько сильный эффект может дать правильная музыка для Вашего бизнеса!

Читать ещё по теме: Что такое «роялти фри» музыка и музыка со свободной лицензией?

Читать ещё по теме: Музыка для кафе

Читать ещё по теме: Музыка для салонов красоты

Все новости

Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон? Можно ли включать музыку в магазине, кафе | Где купить музыку для коммерческого использования

Новый закон о музыке в общественных местах

У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает.

Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом:

Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная.

Когда и где нельзя включать музыку без оплаты — статья 1273 Гражданского кодекса

Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, перевод: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование.

Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки.

Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое.

За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе

За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю или договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно.

Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей:

Подписка дает право на частное использование музыки: слушать дома или в наушниках. Коммерческое использование запрещено договором на Вк-мьюзик

100 000 ₽

за музыку с диска, судебное дело

Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч.

Бар нарушает закон, если включает:

  • плейлист из  или Айтюнса;
  • радио;
  • музыкальные каналы на экране;
  • диск или пластинку;
  • музыку с флешки, ноутбука или телефона и играет через колонки.

При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар.

Есть законные способы ставить музыку, среди них музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем.

Решение 1. Музыка с открытой лицензией

Что такое лицензионный договор и когда он нужен

Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.

Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.

Для проверки лицензии заходим в карточку песни. Лицензия CC0 1.0 — песню можно использовать в коммерческих целях и для бара она подходит

Лицензия с пометкой Non-commercial не подходит для бара

С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.

Решение 2. Старая музыка

Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар.

Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполнили и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя.

Год выпуска обычно указывают на обороте или внутри диска. Этот диск записан в 2009 году, он для бара не подходит

Юрист Дарья Тимохина

У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ.

Решение 3. Договор с авторским обществом

Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно РАО — и частные посредники.

Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником.

Лицензионный договор Российского авторского общества с барами и ресторанами

Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде.

В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.

Гражданский кодекс говорит, что РАО вправе защищать музыкантов без договора

Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.

Рэпер Оксимирон подписал отказ от защиты авторского общества

Дарья Тимохина

Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике договор с ним защищает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним.

Решение 4. Договор с частным посредником

Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и «Радиоспаркс».

Частные посредники работают по двум схемам:

  • заключают договор напрямую с музыкантами или звукозаписывающими компаниями, а потом от их имени работают с барами;
  • берут на себя общение с авторским обществом — подписывают вместо бара договор и следят за оплатой.

Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не „Радиоспаркс“, поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.

Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности».

В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя.

У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы:

  • в договоре не были указаны конкретные музыканты и песни, которые защищает посредник;
  • музыкант, чья музыка играла во время проверки, не подписывал отказ от работы с Российским авторским обществом.

Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации.

Судебное дело

Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так.

Пример договора «Радиоспаркса»: он возмещает убытки из-за споров с правообладателями

Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом.

Решение 5. Своя музыка или радиостанция

В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включает там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку.

Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — «Додо ФМ» сети «Додо Пицца».

Антон Колесников, руководитель Додо ФМ

Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.

В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надо найти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не будет проблем с РАО.

Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу.

Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российское авторское общество.

Решение 6. Договор с правообладателем

Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания.

Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым.

Музыканты «Газгольдера»

У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. «Газгольдер» сотрудничает со Скриптонитом, Бастой, Смоки Мо и еще девятью музыкантами. Если у компании права на всех, можно подписать один договор и включать любимые треки в баре.

700 рублей в месяц за музыку

Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить.

Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные.

У частных посредников цены не фиксированные. «Радиоспаркс» берет от 900 рублей в месяц:

«Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста:

Плейлисты из базы авторского общества и базы «Музкафе» дороже, чем плейлисты из базы только «Музкафе». Цены «Музкафе»Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест:

Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты.

Чем рискует бар из-за незаконной музыки

Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию.

Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса

Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации.

Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей.

Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию.

Юрист Дарья Тимохина

У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре.

Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три. Общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много.

Юрист Александра Тюрина

Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить.

Включил музыку – получил штраф: как платят за авторские права?

Новый закон о музыке в общественных местах

Мы веселимся на праздничных мероприятиях и даже не подозреваем о том, что просто так включать музыку на любых публичных мероприятиях в России запрещено.

Запрещено даже на детских утренниках, и даже фоновую музыку в кафе тоже нельзя включать бесплатно. Об этом редко скажут гостям организаторы мероприятий и владельцы ресторанов.

Зачем омрачать праздник? Да и в общем-то самих гостей это напрямую не касается.

А дело вот в чём. В России действует административная ответственность за исполнение музыкальных произведений без согласия правообладателя. То есть, включать и слушать лично для себя одного можно, включив аудиозапись, к примеру, с интернета.

Однако воспроизводить музыку в общественных местах для широкого круга лиц нельзя, не купив на неё права. Даже более того, самим исполнителям запрещено исполнять даже каверы на авторскую музыку – это подтверждают многочисленные судебные дела.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.