+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Национальные законодательства стран снг

Содержание

Национальные законодательства стран снг

Национальные законодательства стран снг

Наибольшее влияние на унификацию права оказывают СНГ, ЕврАзЭС и Союзное государство.

Процесс создания единообразных норм для снятия различий в национально-правовом регулировании новых независимых государств, входивших ранее в состав СССР, характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, на момент распада Советского Союза в советских социалистических республиках действовало единообразное законодательство.

На базе Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. в союзных республиках были введены в действие соответствующие республиканские кодексы.

По многим вопросам действовали единые союзные акты. После распада Советского Союза новые независимые государства стали формировать национально-правовые системы, ориентируясь на свои специфические интересы и приоритеты.

В итоге за период самостоятельного существования право государств — участников СНГ приобрело различия. Таким

Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ

Одним из средств достижения этой цели служит изменение гражданского законодательства советского периода.

Принят на 5-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, 29 октября 1994 г.

Часть первая // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 1995. N 6. С. 3 — 192. Приложение.Модельный ГК принят за основу национальных гражданских кодексов Армении , Беларуси , Казахстана , Киргизии , России , Таджикистана , Узбекистана .

Определенное влияние Модельный ГК оказал и на гражданские кодексы иных стран бывшего СССР. Законодатели Азербайджана

X право содружества независимых государств

о присоединении к СНГ заявили Киргизия и Армения.

13 декабря по инициативе Н. А. Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и четырех республик Средней Азии в Ашхабаде.

Участники встречи также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства со сторонами, подписавшими Беловежские соглашения.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы девяти республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины – подписали Декларацию об образовании Содружества. Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия – всего в СНГ вошло 12 из прежних 15 республик (исключая Латвию, Литву и Эстонию).

По Алма-Атинской декларации бывшие советские республики взяли на себя обязательства развивать равноправное взаимовыгодное сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков,

Модельный закон содружества независимых государств

Информационное законодательство базируется на следующих основных принципах: — обеспечение свободы получения и распространения информации для всех субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений; — обеспечение доступности, достоверности, полноты и своевременности информации; — установление баланса прав и законных интересов человека, общества и государства в информационной деятельности; — признание информации объектом гражданских правоотношений; — ограничение доступа к информации исключительно на основании закона; — обеспечение обязательности публикации общественно важной информации; — обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования информационных технологий; — недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации; — гармонизация национального информационного законодательства с международным законодательством и законодательством других стран.

Международное частное право

Общая часть

На базе Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. в союзных республиках были введены в действие соответствующие республиканские кодексы. По многим вопросам действовали единые союзные акты.

После распада Советского Союза новые независимые государства стали формировать национально-правовые системы, ориентируясь на свои специфические интересы и приоритеты.

В итоге за период самостоятельного существования право государств — участников СНГ приобрело различия.

Таким образом, унификация права в регионе СНГ происходит в условиях соотношения центробежных и центростремительных тенденций.

Во-вторых, унификация в регионе СНГ происходит на фоне разноуровневой и разноскоростной интеграции. Государства, входившие ранее в состав СССР, создали целый ряд институционных и договорных механизмов, предусматривающих унификацию. Поэтому нередко по одному и тому же вопросу имеется несколько унификационных инструментов, принятых разными интеграционными объединениями.

Модельное законодательство Содружества Независимых Государств в области социального обеспечения

Одной из форм такой гармонизации является модельное законодательство Содружества Независимых Государств.

Устав Содружества предусматривает, что его целями являются всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств—членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция, обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях предполагает координацию социальной политики, разработку совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ.

Основной правовой формой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях сотрудничества. Однако решению задач по сближению национального законодательства может способствовать также модельное правотворчество в рамках СНГ (ст.

26 Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.)

Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты

В недавние времена в СССР понятием государственные секреты объединялись государственная и служебная тайна, однако законодательного определения этих правовых категорий не было.

Защита тайн осуществлялась, главным образом, на основе принципа «максимальной секретности», в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был жестко ограничен, а вопросы оборота и защиты тайн регламентировались подзаконными актами, в большинстве своём закрытыми.

Вместе с формированием базового законодательства формировалось и новое представление об ответственности за его нарушение.

Рекомендации по унификации и гармонизации национального законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом

С точки зрения существа и содержания мер по сближению законодательств разных государств меры по гармонизации требуют системной проработки общих целей государств, объединенных в те или иные межгосударственные образования, и учета интереса государств в этих объединениях.

Это касается и задачи сближения законодательств государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом.

Несмотря на то что разработка мер по гармонизации законодательств государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом представляется более сложной задачей, чем просто их унификация, данное направление более перспективно и плодотворно.

Под законодательством государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом понимаются прежде всего законы о борьбе с терроризмом соответствующих государств, а также принимаемые в их развитие подзаконные акты. В первую очередь этот блок законодательных актов рассматривался и использовался

Структура международных договоров Содружества Независимых Государств

Венская конвенция закрепляет классический подход к определению договора как соглашения между государствами и предполагает наличие в нем волеизъявлений, одинаково направленных на одну определенную цель.

Таким образом, международный договор является результатом международного нормотворчества как процесса согласования воль заинтересованных государств, а также формой, содержащей нормы международного права, регулирующие межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей самих государств – участников договора.

За двадцатилетний период в рамках Содружества Независимых Государств было подписано свыше 3 тысяч правовых документов, из них более 500 договоров.

Международное частное право. Общая часть

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ СНГ — межгосударственное объединение, образованное Беларусью, Россией и Украиной в декабре 1991 г. после распада СССР. Тогда же к Соглашению о создании СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

В 1993 г. участником СНГ стала Грузия, в этом же году был принят Устав СНГ. Государства, входившие ранее в состав СССР, образовали также ряд других международных организаций.

В частности, на постсоветском пространстве созданы: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ (после выхода Узбекистана в нее входят четыре государства: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова); Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), которое в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС должно быть упразднено; Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларуси (далее — Союзное государство).

Направления гармонизации законодательства в области интеллектуальной собственности в государствах — участниках СНГ [1]

УДК 340.137.3:340.147: 347.78: 347.77 Страницы в журнале: 131-140 И.В.

Шугурова, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов Показано развитие межгосударственного сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств, направленного на гармонизацию законодательства в области интеллектуальной собственности. Исследуются основные положения международных соглашений государств — участников СНГ и актов модельного законотворчества в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности.

Делается вывод о том, что в процессе модельного законотворчества учитываются новейшие тенденции в развитии международных и национальных норм по охране авторских и смежных прав, промышленной собственности, в том числе связанные с воздействием Интернета. Автор заключает, что гармонизация

О юридической природе правовых актов содружества независимых государств

МУКАШЕВ СИ., советник Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, кандидат юридических наук Источник: Право.

3 сентября 2011 года в г. Душанбе состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), на котором принято Заявление глав государств – участников СНГ в связи с 20-летием образования СНГ.

В Заявлении отмечается, что за короткий исторический период СНГ прошло сложный путь становления,

Законодательство стран СНГ

Компания Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн является официальным дистрибьютором Информационно-правовой системы (ИПС) «», представляющей собой базу данных с собственной поисковой системой.

Система состоит из национальных блоков, каждый из которых представляет одну из стран СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, а также блока «Международные отношения».

В этот блок входят документы, принятые в рамках двух- и многосторонних отношений с участием стран СНГ.

Страны СНГ

Национальные законодательства стран снг

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию. А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Беларусь.
  3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  4. Молдову.
  5. Азербайджан.
  6. Армению.
  7. Казахстан.

Богатейшими странами являются Россия, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 6,5 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Рекомендуем посмотреть видео:

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством . Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2020, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Рекомендуем посмотреть видео:

Направления деятельности

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2020 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи.

В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Рекомендуем посмотреть видео:

Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.