Личностно ориентированное взаимодействие в игре с детьми разного возраста

Содержание

Личностно ориентированное взаимодействие в игре с детьми разного возраста

Личностно ориентированное взаимодействие в игре с детьми разного возраста

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного образования: – «поддержки специфики и разнообразия детства; – сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; – уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности». В требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО дает«характеристику развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования: – ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; – способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; – обладает

Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком

Светлана Богатова «Коммуникативная компетентность педагога, как средство реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком» Одно из присущих воспитателям разочарований в своей профессии – ежедневная борьба за приемлемое для них и для общества поведение детей. Часть проблемы – столкновение потребностей.

То, чего нужно взрослому – не нужно ребёнку: «Буду делать, что хочу!» — «Будешь делать, как я сказала!» Вследствие чего у нас возникают следующие вопросы: Как построить позитивные отношения с ребёнком?

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с дошкольниками в процессе игровой деятельности

Наталия Юрьевна Копылова Детство – это период, в котором каждый период ценен сам по себе.

Детство развивается очень быстро, необходимо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать уникальные условия для его развития.

Создать такие условия, в которых образовательный процесс не превращался в уроки за партой, а становился неотделимой частью игровой деятельности ребенка.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с деть-ми составляет альтернативу учебно-дисциплинарной модели.

Педагог в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе!” Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми

Методическая помощь воспитателямАктуальность данной проблемы раскрывается через обозначенные цели образовательного процесса — целостное развитие личности ребёнка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопления опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Обеспечение данной цели предполагает наличие у воспитателей учреждений дошкольного образования умений диагностировать уровень развития ребёнка как субъекта специфически детских видов деятельностей, а также проектирования на этой основе индивидуального маршрута дошкольного образования.

Учитывая, что дошкольный возраст — это этап чрезвычайно стремительного развития ребёнка, не всегда поведение реального ребёнка укладывается в рамки схем и научно описанного знания, что он ещё во многом потенциален, то есть скрыт в своих истинных возможностях, то и познание ребёнка носит в большей степени прогностический и вероятностный характер.

Способы личностно-ориентированного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

9 Уважение к личности ребенка отражает целостное отно- шение взрослого к ребенку и проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога.

Взрослые при- знают за ребенком право на собственные желания, предпо- чтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов дея- тельности, партнеров по игре и избегая принуждения.

В повседневном общении они обращаются к каждому малы- шу по имени, ласково, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их наст- роению, успехам, неудачам; поддерживают стремление де- тей к самостоятельности в играх, занятиях, при выполнении режимных процедур; не прибегают к физическому наказа- нию или другим дисциплинарным методам, которые обижа- ют, путают или унижают детей. Установление доверительных отношений, эмоциональ- ная поддержка. Важнейшей потребностью человека являет- ся потребность во внимании и доброжелательности.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми в педагогическом процессе ДОУ

Андреев В.И.

Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев.- Казань, 2000. 6. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А.Алексеев.- Феникс, 2006.

Берулава. –М.,— 1994 11. Битянова Н.Р.

Психология личностного роста. / Н.Р. Битянова. — М., 1995. 12. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание./ П.П.

Портал педагога

Пархоменко Елена СергеевнаДолжность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония» Населённый пункт: г. Тулун Наименование материала: Статья Тема:

«Личностно — ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми»

10.04.2016 Раздел: дошкольное образование Пархоменко Елена Сергеевна Статья «Личностно — ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми» Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Журнал дошкольник.рф

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе.

«Нам необходима опора на положительные качества ребенка, подход к ребенку с оптимистической гипотезой и доверием»

А.С.Макаренко Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми дошкольного возраста»

Ирина Черепанова Личностно-ориентированное взаимодействие: 1)Обеспечивает-развитие личности,поддержку её индивидуальности, уникальности, неповторимости. 2)Предоставляет-свободу способов самореализации личности.

3)Открывает путь самостоятельного творческого поиска. В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

Технология личностно-ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок»

Личностно ориентированное взаимодействие в игре с детьми разного возраста

Определение 1

Технология личностно-ориентированного взаимодействия – это методика организации учебно-воспитательного процесса, базирующаяся на уходе от четко поставленных правил обучения и воспитания и жесткого регламента педагогической деятельности; применении творческого подхода в воспитательном процессе, нацеленном на личностное развитие учащегося, постановку его интересов во главу воспитательного процесса.

Технология личностно-ориентированного взаимодействия между педагогом и воспитанником базируется на гуманистической направленности современного образования. Это означает:

  1. Изменение отношения к воспитанию. Теперь на центральное место ставится ребенок, выступающий субъектом в отношениях воспитатель-ребенок;
  2. Воспитание опирается на личностно-ориентированную модель. Такая модель предполагает уделение особого внимания личности ребенка, ее потребностям, интересам и стремлениям. Воспитание ориентируется, прежде всего, на развитие личности во всех направлениях, с учетом ее индивидуальной специфики;
  3. Изменение формы взаимодействия педагога с воспитанниками. Теперь, общение в классических видах детской деятельности и в быту строится по-иному принципу. Ребенок не рассматривается в качестве объекта воспитательного воздействия, а выступает полноправным субъектом взаимодействия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Воспитательное взаимодействие с ребенком строится на основании сотрудничества во всех направлениях деятельности, развития партнерских отношений в игре, в труде и в познании.

Опора на личностно-ориентированную модель воспитания, применяемую в дошкольных заведениях, предполагает переход к новому типу взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Командный стиль воспитания, авторитаризм педагога уходит в прошлое. Теперь отношения строятся на сотрудничестве. Итоги такого взаимодействия не особенно важны.

Проводится анализ самого процесса этого сотрудничества, анализируется протекание процессуальной деятельности воспитанника.

В ходе построения системы взаимодействия «воспитатель-ребенок» происходит изменение организации учебных занятий. Оны должны строится, ориентируясь не на передачу педагогом системы теоретических знаний ребенку, а на создании оптимальных условий для личностного развития ребенка в системе воспитательного взаимодействия.

Структура занятия по технологии личностно-ориентированного взаимодействия

По своему структурному устройству, личностно-ориентированное занятие не отличается от традиционного. Изменения коснулись принципов его организации, методов, форм, содержания и целевых ориентаций.

Личностно-ориентированное занятие включает в себя следующие блоки:

  • Целеполагание. Он включает в себя постановку цели учебной деятельности, предполагающей создание условий обучения, комфортных и эффективных для развития познавательной активности учащихся, проявлению их инициативы, формирования навыков самостоятельной работы, стремления к развитию и расширению своих знаний и умений. Занятие строится на непрерывной детской работе и диалоговом общении: воспитатель-ребенок.
  • учебного занятия, отражающее деятельность педагога. Педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности, в которой ребенок пробует действовать самостоятельно, проводит наработки, опираясь на свои знания и умения, пробует отыскать способ решения, поставленной задачи. Воспитанник выступает центральной фигурой учебной деятельности. в задачу педагога входит развитие у ребенка мотивации к учению, формирование интереса. Он развивает ситуацию успеха, поощряет воспитанника во всех его начинаниях, побуждает к действию, закрепляя его авторитетное положение.
  • учебного занятия, отражающее деятельность воспитанника. Воспитанник осуществляет процесс деятельности. Он – ее субъект. Педагог только направляет ребенка, применяя методы проблемного обучения, проектные методики, ориентированные на развитие учащегося.
  • Система взаимодействия «воспитанник-педагог». Данные взаимоотношения носят субъектный характер т.е. оба члена взаимодействия выступают его субъектами. Педагогу необходимо находить время для каждого ребенка, уделяя внимание его развитию и личностной специфике. Особое внимание уделяется развитию мыслительного процесса у детей, формированию рефлексного мышления, а также умению формировать собственное мнение и уметь свободно его высказывать.

Само учебное занятие, базирующееся на личностном подходе, протекает по такому алгоритму:

  1. Увлекательное начало занятия. Необходимо создать точку удивления, чтобы завлечь воспитанников;
  2. Игровая деятельность, ориентированная на систематизацию знаний. Детям предлагается определение схожести и различий объектов, определение последовательности действий и т.д.;
  3. Сообщения воспитанников, в которых они выражают свою точку зрения по проблеме;
  4. Отдых. Детям нужно дать отдохнуть от мыслительного процесса. Целесообразно применение физминутки;
  5. Проведение опытов и экспериментов;
  6. Выводы и умозаключения детей, на основе проведенных опытов;
  7. Разрешение проблемных ситуаций, либо, поиск ответов на поставленные вопросы;
  8. Практическая деятельность. Она организуется разными методами: выполнение поделок, лепка, рисование, конструирование и т.д.

Принципы организации личностно-ориентированного взаимодействия

Личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогом и воспитанником базируются на следующих принципах:

  • Принцип равных психологических позиций. Он означает, что и педагог, и воспитатель занимают равные положения в воспитательном процессе. Исключается существование авторитета.
  • Принцип свободы. В процессе установления контактов, не должны создаваться препятствия личностной свободе участников. Воспитанники могут контактировать как с педагогом, так и между собой.
  • Принцип общего пространства для общения. Педагог и воспитанник должны находится в едином пространстве в момент их контактирования, т. е. должно существовать общее пространство для общения.
  • Принцип прочувствования десткого настроения. Педагог должен уметь определять настроение ребенка, угадывать его поведенческие реакции, чувствовать отношение каждого воспитанника к другому.
  • Принцип исключения разделения на сильных и слабых, умных и глупых. Ребенку нужно объяснить, что он индивидуален и имеет свои особенности развития. Что-то он знает лучше других, а что-то хуже.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка предшкольного возраста

Используя личностно-ориентированный подход, мы содействуем становлению человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала.

Ведь образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Педагоги НШ/ДС№106 не формируют какие-либо качества, заранее заданные, не преобразуют ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а помогают ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно — ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы

«заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»

. Для педагогов нашей школы –

При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

-15- Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчику для этого никакого повода.

Педагог решила, что, может быть, малышу просто не хватает родительских ласк. Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции общения.

Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей. -16- Ситуация. Воспитательница обратила внимание, что Петя (5 лет) чаще других детей находится возле нее, всем своим видом показывает свое желание «приласкаться».

Он готов исполнять все, что попросит воспитательница.

Тогда, размышляя над этой ситуацией, она предположила: «А может быть, он подлизывается?

Или, может

Консультация для воспитателей «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»

Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.

Целью личностно-ориентированной модели общения педагога и ребёнка -содействовать становлению личности (развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей).

В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами.

Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.

Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации.

Взаимодействие взрослых с детьми В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ

Зада- чей педагога выступает реализация программы, удовлетворе- ние требований руководства и контролирующих инстанций.

Методические указания превращаются в этих условиях в за- кон, не допускающий каких-либо исключений. Данную мо- дель можно назвать моделью, центрированной на взрослом. Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка: • воздействие авторитетом; • наставления, нотации; • указания; • контроль; • наказание, окрик.

При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как прави- ло, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.