+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие законы придумал юстиниамн

Какие законы придумал юстиниамн

Какие законы придумал юстиниамн

В ней обнаруживается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права.

В XII в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuris civilis — Свод гражданского права.

Состоит оно из четырех основных частей: Дигесты (по-гречески — Пандекты) — систематизированный сборник отрывков из работ самых известных римских юристов. Это наиболее значительная и самая объемная часть Свода.

В них насчитывается до 9200 отрывков из 2 тыс.

работ, принадлежащих 39 авторам I-V в.

Вопрос 3. Свод законов Юстиниана

Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под таким названием он известен и теперь.

Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке.

Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция.

В конце указана дата издания конституции — субскрипция. Дигесты Юстиниана. В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее).

Свод законов Юстиниана

И поэтому, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Кодификация Юстиниана.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике — еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы Кодификация Юстиниана состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

Юстиниан I Великий свод закон юстиниан Юстиниан I Великий (лат.

Приход к власти Юстиниана

Некий самозванец был назначен императором, и нужна была энергия Феодоры, чтобы заставить Юстиниана не поддаться панике и не бежать в Азию.

Последовали жестокие репрессии. И отныне авторитет Юстиниана не подвергался сомнению.Другой фактор внутренней слабости — религиозные конфликты (за которыми очень часто тоже прячутся конфликты социальные или политические).Ортодоксальная церковь вынуждена отражать наступление еретических движений — несторианства (по имени патриарха Константинополя, низложенного в 431 г.

), которое разделяло в Иисусе человека и сына Божьего, и монофизитства (по-гречески: «одной природы»), которое признавало в Иисусе только божескую сущность.Несторианцы были отлучены и бежали в Персию, где создали особую церковь, имевшую своих приверженцев в Азии, вплоть до Китая.

Монофизиты составили большинство населения в Сирии и Египте, где религиозная оппозиция Византии соединялась с

3 Свод законов Юстиниана

Посредством таких исков взыскивали частный штраф; — смешанные (actiones mixtae), осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика; 3) по основанию: — основанные на законе (actiones in jus); — основанные на действиях (actiones in factum); 4) по содержанию: — если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый — прямой иск (actio directa), а второй— производный от него (actio utilis); — встречный иск (actio contraria) — иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском; — фиктивный иск (actio ficticia) — иск, формула которого содержит фикцию, т.

е. указание судье присоединить к наличным фактам определенный несуществующий факт; — иски из доброй совести (actiones bonae fidei) — судья должен был выносить решение, руководствуясь принципом «доброй совести», но не выходя из предписаний права; и иски

Свод Юстиниана (кодификация Юстиниана)

По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции.

Составные части С.Ю. сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст С.Ю.

на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части С.Ю. появляются в издании Дионисия Готофреда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени.

Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права.

С.Ю. действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г.

С.Ю. являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи — Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в.

Феодора была дочерью служителя цирка в Константинополе, сама с малолетства ухаживала за животными, а затем, по рассказам того же Прокопия Кесарийского, стала актрисой и гетерой: «»Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли «пехотой». Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела».

В общем, вела крайне недостойный для будущей императрицы образ жизни.

Однако стоит учитывать и то, что Прокопий, настроенный против Юстиниана, мог намеренно дискредитировать супругу монарха, несколько преувеличивая ее «достижения».

Не сохранилось каких-либо подтверждений или опровержений тезисов византийского писателя, однако даже в житиях Феодоры — после смерти она была признана святой, как и ее муж — сказано, что императрица была раскаявшейся грешницей.

История создания Кодекса Юстиниана

Все другие опыты частных и официальных компиляций вызывались одною общей потребностью — иметь какой-либо единый сборник права, единый свод, в котором было бы суммировано как jus vetus, так и императорское законодательство и который мог бы служить твердым основанием при отправлении правосудия.

И чем дальше, тем эта потребность ощущалась все сильнее и сильнее.

По отношению к императорским конституциям, благодаря кодексам Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus, задача судей была значительно облегчена; но конституции продолжали издаваться, многие из находившихся в кодексах оказывались отмененными, вследствие чего по истечении известного периода пересмотр кодексов и дополнение их делалось необходимым. Гораздо труднее было положение и частных лиц и судей, когда дело касалось jus vetus.

Непосредственное пользование сочинениями классических юристов затруднялось уже тем обстоятельством, что они делались в обороте все более и более редкими.

Законы юстиниана кратко

(1-е издание — 529 г., 2-е — 534 г.).

Официальный учебный курс гражданского права в 4 книгах, известный как Институции, создан в 533 г. В нём даны определения юстиции и юриспруденции, рассмотрены теоретические и практические вопросы.

Основным источником для него стали Институции Гая (2 в.).

168 актов Юстиниана I и его преемников Юстина II и Ти-берия II, изданные после окончания кодификационных работ, вошли в Новеллы (новые законы).

Они известны в разных вариантах, отражают отдельные аспекты управления империей.

Кодекс Юстиниана

Какие законы придумал юстиниамн

Действующее право Византии представляло до эпохи Юстиниана I огромную и разнородную по своему составу массу памятников, и знакомство с этим материалом во всем его объеме, обязательное для судьи и администратора, было задачей непосильной.

Только одна часть этого материала, а именно императорские указы, стала подвергаться общим обработкам со времен Диоклетиана, и с 438 года существовал Феодосиев Кодекс. За прошедшие с тех пор годы число указов значительно умножилось, но попыток свести их в один сборник и дополнить ими действовавший кодекс сделано не было.

Кроме этого непрерывно увеличивавшегося в количестве материала имели значение закона писания великих юристов, получавших от императора право давать ответы по обращаемым к ним частными лицами и правительственными учреждениями вопросам. Это право называлось ius respondendi, а люди получившие его – iuris prudentes.

На практике возникали нередко затруднения в применении старых и устаревших или неполных законов, авторитетные юристы давали свои толкования, и судьи могли руководиться этими ответами при постановке решений.

Век великих юристов давно миновал, но он оставил по себе огромное наследие, которое обращалось в подлиннике как в западной половине империи, так и на востоке. Наибольшее значение из великих юристов прошлого имели Ульпиан и Папиниан.

Им принадлежало множество ученых сочинений, как общего, так и частного содержания, и знакомство с ними было обязательно для всякого практического деятеля, как судьи, так и члена администрации, так как, по старой традиции, функция суда не была отделена от управления.

Источниками права были также решения сената, senatus consulta староримского времени, начиная с Августа и Тиберия, так как с самого начала империи этим путем восполнялось исчезновение законодательного органа римской республики – народного собрания в Риме. К этому именно источнику права и относились главным образом писания юристов. Этот колоссальный материал, в виду своей необъятности, не мог быть осилен в период учения в школе. Отсюда следовали всякого рода проволочки в решении дел и неправда в судебных решениях.

Император Юстиниан со свитой. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне

Составление Кодекса Юстиниана

С самого начала своего правления (527-565) император Юстиниан I вознамерился осуществить великую задачу кодификации действующего права. Подыскав соответственных сотрудников, он начал дело с новой редакции того материала, который уже раньше подвергался общим обработкам, т. е.

императорских указов.

Эдиктом от 7 февраля 528 года Юстиниан объявил о составе комиссии, назначенной им для редакции нового сборника, который должен был обнять материал, сведенный в Феодосиевом Кодексе, устранить из него то, что не имело более практического значения и включить в новый сборник узаконения, вышедшие после издания Феодосиева Кодекса. В комиссию вошло десять человек. Пять из них были уже заслуженные сановники, удостаивавшиеся консулата и имевшие сан патрициев. То были: бывший квестор двора Иоанн, бывший магистр армии и префект претория Леонтий, бывший магистр армии Фока, бывший префект Востока Базилид и квестор двора Фома. Не столь высокий ранг имели другие пять членов: магистр ведомства имперских агентов Трибониан, магистр канцелярии прошений и судебных дел Константин, комит консистория и профессор права в Константинопольской высшей школе Феофил и два константинопольских адвоката, Диоскор и Презентин.

Работа в комиссии шла весьма напряженно и быстро. Из членов комиссии выдался Трибониан, который и был удостоен вскоре назначения на пост квестора. Указом от 7 апреля 529 года Юстиниан возвестил сенату ο выходе в свет нового Кодекса права, которому он дал свое имя, назвав его Codex Justinianus.

Материал Феодосиева Кодекса был переработан самым основательным образом, приняты были во внимание все последующие указы и очень большое число новых, принадлежавших уже Юстиниану.

Кодекс был разделен на 12 книг в воспоминание ο 12 таблицах, древнейшем и единственном цельном кодексе римского права, finis aequi iuris, как называл его некогда Тацит. При новой редакции указов первой задачей являлось установление строгого единства и последовательного проведения принципов.

Юстиниан специально подчёркивал мысль, что ни одна из статей нового кодекса не должна противоречить другой. С этой целью, ссылаясь на верховенство императорской власти, Юстиниан заявлял свое право устранять и отменять действовавшие прежде законы и установления.

Когда дело было приведено к концу, Юстиниан объявил о вступлении в действие нового кодекса указом от 7 апреля 529 г. на имя префекта претория Мины, на обязанность которого он возлагал разослать текст кодекса по всем провинциям и объявить всем подданным императора о вступления его в действие с 16 апреля.

Общая схема расположения материала резко отличает этот новый кодекс от кодекса Феодосия.

Для духа времени знаменательно, что тогда как в кодексе Феодосия указы, касающиеся религии, составляли последнюю, 16-ую, книгу, в кодексе Юстиниана им отведено первое место, и они заполняют 13 глав первой книги, и первая носит заглавие: «О верховной Троице и вере кафолической и чтобы никто не дерзал публично состязаться о ней». Христианство легло в основу правового строя государственной жизни.

О другом, гораздо более трудном и сложном деле, а именно: сведение в один систематический сборник всех писаний юристов прошлого времени, имевших силу закона, читайте в статье.

Значение законодательства Юстиниана

Институции, Дигесты и Кодекс представляли всю полноту римского права во всей его глубине и силе. То был, по словам виновника, «храм римской юстиции», создателем которого по праву считал себя Юстиниан. В столь быстром сооружении этого «храма» Юстиниан видел проявление благоволения Божия.

Свое законодательство он признавал завершенным и совершенным, единым источником правовой жизни государства на будущее время, с устранением всех прежних юридических сочинений и сборников, не подлежащим никакому толкованию и распространению, а лишь применению.

Считая ненужными какие-либо толкования изданного им права, Юстиниан допускал только дословный (κατά ποία) перевод на греческий язык.

Но в ту пору, когда Юстиниан в таких выражениях славил свое творение, выяснились для него и для его сотрудников многие недочеты в тексте его Кодекса. Составлена была новая комиссия под председательством Трибониана.

Текст Кодекса был тщательно пересмотрен и исправлен, в него было внесено много указов самого Юстиниана за годы, последовавшие за первым изданием. Этот текст repetitae praelectionis, т. е. второе исправленное издание, был объявлен окончательным и совершенным, и с 18 ноября 534 года вступил в силу.

В первый его титул вошло, под параграфом 8-м, изложение веры, составленное самим Юстинианом и удостоившееся одобрения папы Иоанна.

Закончив кодификацию, Юстиниан занялся регламентацией изучения права в школах. Из пяти существовавших тогда школ, он сохранил три: в Риме, Константинополе и Берите (Бейруте). Учение было рассчитано на 5 лет.

Первый год полагался на изучение Институций и первых четырех книг Дигест, во второй третий и четвертый годы шло изучение Дигест, кроме последних 14 книг (от 37 до 50), предоставленных любознательности учащихся, в последний, пятый, год изучался Кодекс.

Юстиниан всячески поощрял молодых людей к изучению права, и оканчивающим курс в обновленных школах присвоил право на титул Justinianus.

Великое дело Юстиниана имело значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая христианская Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах.

Гордые слова Юстиниана ο завершении храма римской юстиции были им же самим опровергнуты, так как он продолжал сам законодательствовать по разным общим и частным вопросам.

Как дополнительные к существовавшему уже цельному и систематизированному Кодексу, эти новые законодательные акты получили имя leges novellae, новые законы, и назывались в сокращении новеллами. Большая часть их не заключает в себе новых принципов и норм права. Еще при Юстиниане делались попытки свести его новые законы в один сборник.

Дошедший до нас наиболее полный сборник составлен не раньше времени императора Тиберия II, так как в него введены указы двух преемников Юстиниана I: Юстина II и Тиберия.

Юстиниан Великий – Статьи

Какие законы придумал юстиниамн

«Одно государство, одна религия, один закон», — именно этот принцип Юстиниан считал основополагающим. Представителям всех конфессий, кроме христианства, в империи Юстиниана жилось несладко. Как водится, больше всех страдали евреи.

Им было запрещено занимать официальные должности, однако налоги иудеи должны были платить в полной мере. Многие синагоги были уничтожены, в оставшихся же разрешалось читать Ветхий Завет только на греческом или латинском.

Кроме того, иудеи не имели права свидетельствовать против православных.

Монета с изображением статуи Юстиниана. (pinterest.com)

Столь радикальную политику Юстиниана не приветствовали даже многие его современники-христиане. «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных.

В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет своё благочестие.

И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало», — считал византийский писатель Прокопий Кесарийский.

Юстиниан и Феодора

Супруга, которую выбрал Юстиниан, не слишком-то соответствовала его образу православного государя.

Феодора была дочерью служителя цирка в Константинополе, сама с малолетства ухаживала за животными, а затем, по рассказам того же Прокопия Кесарийского, стала актрисой и гетерой: «”Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли «пехотой».

Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела». В общем, вела крайне недостойный для будущей императрицы образ жизни.

Однако стоит учитывать и то, что Прокопий, настроенный против Юстиниана, мог намеренно дискредитировать супругу монарха, несколько преувеличивая ее «достижения». Не сохранилось каких-либо подтверждений или опровержений тезисов византийского писателя, однако даже в житиях Феодоры — после смерти она была признана святой, как и ее муж — сказано, что императрица была раскаявшейся грешницей.

Императрица Феодора. (pinterest.com)

Неизвестно, при каких обстоятельствах состоялось знакомства Юстиниана и Феодоры, но император так увлекся обаятельной особой, что даже внес коррективы в закон, запрещающий знатным лицам жениться на актрисах и их дочерях. Отныне это правило можно было обойти, если женщина прощалась с недостойным ремеслом. Именно так и поступила Феодора.

Современники отмечали, что Феодора была не просто женой императора, но и его правой рукой. Она встречалась с послами, вела дипломатическую переписку, без труда могла повлиять на решения Юстиниана.

Свод Юстиниана

Во время правления императора, в 529 — 534 годах, был создан так называемый «Corpus iuris civilis» — «Свод Юстиниана» (другое название — «Кодификация Юстиниана»). В основу этого свода легло римское право, но оно было несколько переработано: в старые правовые понятия и институты составители свода попытались вдохнуть новую жизнь.

Первое печатное издание свода, 1583 год. (pinterest.com)

Изначально свод состоял из трех частей, важнейшей из которых принято называть «Кодекс Юстиниана» — непосредственно законодательную часть. Этот кодекс оказал существенное влияние на развитие правовых систем как Запада, так и Востока, а имя византийского императора навсегда вошло в учебники по истории права.

Собор Святой Софии

Имя Юстиниана вошло и в историю архитектуры. По его велению был полностью перестроен собор Святой Софии в Константинополе, уничтоженный пожаром.

Император задумал превзойти все доселе известные культовые сооружения, в том числе и знаменитый Иерусалимский храм.

У Юстиниана это получилось — легендарный собор до сих пор остается притчей во языцех, хоть за столько сотен лет он и был неоднократно перестроен.
Ангел показывает императору модель собора. (pinterest.com)

Однако сделать собор настолько роскошным, насколько было потребно императорской душе, все же не удалось. Астрологи рассказали ему, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». Чтобы избежать его, Юстиниан принял решение украсить собор немного более скромно, чем задумывалось изначально.

каковы были достижения юстиниана в законодательстве

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниа́н (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus), более известный как Юстиниа́н I Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Юстиниан называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

э. , наибольшие территориальные владения за всю тысячелетнюю историю Византийской (Восточной Римской) Империи Одновременно с военными успехами Юстиниан занялся укреплением государственного аппарата.

Эти реформы были непопулярными и привели к восстанию, что чуть не стоило ему трона.

Юстиниан Великий

Против всех «Одно государство, одна религия, один закон», — именно этот принцип Юстиниан считал основополагающим.

Представителям всех конфессий, кроме христианства, в империи Юстиниана жилось несладко. Как водится, больше всех страдали евреи.

Им было запрещено занимать официальные должности, однако налоги иудеи должны были платить в полной мере.

Многие синагоги были уничтожены, в оставшихся же разрешалось читать Ветхий Завет только на греческом или латинском.

Монета с изображением статуи Юстиниана Столь радикальную политику Юстиниана не приветствовали даже многие его современники-христиане. «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных.

В самом деле, он позволял священнослужителям

Кодекс Юстиниана

Причины, вызвавшие кодификаторскую деятельность в предыдущие годы, продолжали действовать и во времена Юстиниана.

Но теперь они имели более блестящие последствия, потому что к ним присоединились еще: тщеславие Юстиниана, желавшего приобрести славу великого законодателя, и более удачный, чем прежде, подбор лиц, которым поручались кодификационные работы.

Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого — императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) — создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях.

[3] Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое.

Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т.

Деяния Юстиниана

В Дигестах собраны тексты римских юристов классической эпохи, со II в. до Р. Х. до III в. после Р. Х.

Они расположены согласно особому методическому порядку с тем, чтобы сделать из них удобный инструмент для практической работы. Это — действующее право с замечаниями классических авторов.

Виталия в Равенне, в Италии. Поделитесь на страничке Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич Деяния и явления При детальном рассмотрении истории антропогенных ландшафтов, о чем было сказано выше, напрашивается мысль, что наряду с деяниями, т.

е.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.