Исполнение контракта может обеспечиваться

Содержание

Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия

Исполнение контракта может обеспечиваться

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — № 44-ФЗ).

В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается.

Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней.

Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону.

Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней.

Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок.

Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»).

Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%.

Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации.

Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса — 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей.

Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей.

Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше — как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней).

В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной.

Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации.

Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими.

Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта.

Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики.

У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Что собой представляет исполнение контракта по 44-ФЗ, и из каких стадий оно состоит?

Исполнение контракта может обеспечиваться

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств.

К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме.

В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

Существенные условия исполнения обязательств, которые прописаны в госконтракте, по общим правилам не подлежат изменениям. В ст. 95 44-ФЗ прописан ограниченный перечень ситуаций, при которых вносить изменения допустимо.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

В процессе выполнения своих обязательств исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию об оказанных услугах и выполненных работах, а также обо всех возникающих в процессе трудностях.

Заказчик обязан сделать все зависящее от него для успешного завершения госконтракта: в частности, вовремя перечислять разрешительную документацию, своевременно принимать работу и пр.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

Важным этапом исполнения контракта является приемка результатов работ заказчиком. Она устанавливается условиями госконтракта.

В обязанности заказчика перед приемкой входит проведение экспертной оценки выполненных работ, поставленных товаров или оказанных услуг.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров).

В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта.

После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов.

Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

В случае просрочки при исполнении госконтракта по 44-ФЗ назначаются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Размер пени может быть уменьшен на сумму исполненных в положенные сроки обязательств.

Пени начисляются как для исполнителей, которые несвоевременно сдали работы, так и для заказчиков, которые их несвоевременно оплатили.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Отображение в ЕИС

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью ЭЦП и разместить в ЕИС. В отчетность включаются сведения:

  1. Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  3. Об изменении или расторжении контракта.

Помимо отчета, к документам прилагаются результаты внешней экспертизы, если такая осуществлялась заказчиком, и документы о приемке. Отчет подлежит размещению в ЕИС в течение 7 дней после оплаты или расторжения госконтракта.

Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  1. Наименование компании-заказчика.
  2. Источник финансирования закупки.
  3. Способ выбора поставщика.
  4. Дата окончания процедуры отбора.
  5. Реквизиты итогового протокола.
  6. Дата подписания госконтракта и его номер.
  7. Объект госзакупки.
  8. Цена госконтракта.
  9. Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
  10. Сведения о поставщике.
  11. Сроки гарантийных обязательств.
  12. Данные об изменении условий госконтракта.
  13. Копия подписанного договора.
  14. Данные о договорах, которые были подписаны с субподрядчиками из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  15. Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с единственным поставщиком.
  16. Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  17. Информация о расторжении контракта.
  18. Код закупки.
  19. Документация о приемке.

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту.

Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты.

Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период.

Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в извещении по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Запрос котировок, предложений и закупка у единственного поставщика могут осуществляться как с внесением обеспечения, так и без такового. Решение данного вопроса остается на усмотрение заказчика.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Если закупка предусматривает внесение обеспечения, то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально.

В случае когда в установленные сроки победитель закупки не предоставил заказчику финансовые гарантии, то он считается уклонившимся от контракта. В данной ситуации сведения об участнике в обязательном порядке передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской гарантией. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст.

45 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения. Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта. В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

В случае если поставщик выбрал банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Уже в ходе работы над госконтрактом поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. При этом новое обеспечение может быть предоставлено в уменьшенном размере на уже исполненные обязательства.

При этом способ обеспечения госконтракта может быть изменен по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от НМЦК.

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.

Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика. Эти меры принимаются в целях недопущения демпинга в контрактной системе.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке.

Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.

В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019

Исполнение контракта может обеспечиваться

Статья актуальна на 19 июня 2019

С 1 июля вступает в силу большой блок изменений в 44-ФЗ. В этой статье расскажем обо всем, что меняется в обеспечении контракта по свежему 71-ФЗ и уже знакомому 502-ФЗ.

иллюстратор — Маргарита Федосеева 

Новое в закупках среди СМП и СОНКО

Участники с опытом могут не обеспечивать контракт

Это правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт исполнения госконтрактов за последние три года до даты подачи заявки:

  • Необходимо предоставить информацию о трех контрактах, которые исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма трех представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.

Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 млн 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 млн 980 000 рублей.

Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда “включаются” антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

Предполагаем, что обе льготы будут действовать только в закупках специально среди СМП. То есть, если вы СМП и победили в закупке “для всех”, придется предоставить обеспечение (а не успешно исполненные контракты) и рассчитывать его от НМЦ.

Новое в обеспечении гарантийных обязательств  

44-ФЗ и сейчас разрешает (но не обязывает) требовать обеспечить гарантийные обязательства на товары и работы (4 ч. 33 ст. 44-ФЗ).

Что изменилось:

  • В новую редакцию 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ добавили условие и об обязательном обеспечении гарантийных обязательств в закрытой закупке (раньше в закрытых закупках обязательным было только обеспечить исполнения контракта) и в других закупках при необходимости.
  • Hазмер обеспечения гарантийных обязательств составит не больше 10% от НМЦ. 

Что нужно предусмотреть:

  • Если берете для обеспечения банковскую гарантию, помните, что срок ее действия должен превышать срок гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.
  • Заказчик не подпишет документы о приемке товара или работ, если вы не предоставите обеспечение на гарантийные обязательства (если это требование было в закупке).

Вид и размер обеспечения можно поменять

Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей. Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения. Обеспечение уменьшается только пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:

  • Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа с суммой оплаты появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику просьбу вернуть сумму обеспечения, пропорциональную стоимости этого этапа контракта. Если в закупке был аванс, то стоимость поставленных товаров или исполненных работ должна его превышать.
  • Поставщик предоставляет новую банковскую гарантию, так как лишили лицензии банк, в которой он получал предыдущую.
  • Изменяется способ обеспечения исполнения контракта. Например, поставщик хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию.

В некоторых случаях уменьшать обеспечение нельзя будет — в закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов. Подробности пропишут в отдельном подзаконном акте.

Новое в банковской гарантии

Новый срок действия банковской гарантии

Победитель сможет сам решать, сколько будет действовать  гарантия. Главное, она должна на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных работ. Если поставщик получил отсрочку (сейчас такое возможно, например, в закупках на строительство), то гарантию придется продлить или перевыпустить (зависит от банка-гаранта).

Нужно тщательнее выбирать банк-гарант

Поставщик обязан предоставить новую гарантию, если у банка-гаранта отозвали лицензию. Это нужно сделать в течение 1 месяца от даты, когда заказчик уведомил поставщика об отзыве гарантии. Если исполнитель этого не сделает, то за каждый день просрочки ему будут начислять пени по тем же правилам, что при просрочке поставок или работ (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Про сложные случаи использования банковской гарантии мы писали в статье.

Установили срок возврата обеспечения контракта

Раньше срок возврата был указан только в случаях, когда победитель перевел обеспечение, а  контракт не был подписан (например, по решению ФАС). Теперь все четко:

  • В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты исполнения обязательств (подписание акта-приемки).
  • В закупках для всех — в течение 30 дней от исполнения контракта.

Банковская гарантия исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

Исполнение контракта может обеспечиваться

Каждый участник госзакупок обязательно должен знать – что такое обеспечение исполнения контракта, для чего оно применяется и в каких случаях без него можно обойтись. Об этом рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства. При этом мы учли все изменения, внесенные в законодательство о закупках в 2018 году. Отдельно мы поговорим о том, как получить банковскую гарантию.

Начнем с ответа на главный вопрос. Обеспечение исполнения контракта это денежное обязательство, которое предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения или некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.

Таким образом, если исполнитель нарушит свои обязательства по контракту или исполнит его ненадлежащим образом, заказчик гарантированно имеет возможность возместить нанесенный ему ущерб за счет полученного обеспечения. Если размер ущерба будет больше чем размер полученного обеспечения, заказчик имеет законное право взыскать разницу с исполнителя в судебном порядке.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ ПО 44-ФЗ

Законодательно вопросы обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ регламентируются статьей 96 закона. Рассмотрим основные положения данной статьи достаточно подробно в связи с тем, что в 2018 году в закон 44-ФЗ были внесены серьезные изменения, в том числе и в порядок обеспечения исполнения контрактов.

1. При проведении закупки заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта, прописав это в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в закрытой закупке.

Однако закон предусматривает исключения из этого правила. Установление требования об обеспечении исполнения контракта является правом, а не обязанностью заказчика в случаях, когда:

• закупка производится путем проведения запроса котировок или запроса котировок в электронной форме, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 500 тыс. рублей;

• закупка производится путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случаях, если предметами закупки являются поставка спортивного инвентаря и экипировки для нужд сборных России, поставка жизненно необходимых лекарственных препаратов, поставка изделий народных промыслов или оказание услуг по защите интересов России в международных судах;

• закупка производится у единственного поставщика.

2. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Какой способ обеспечения выбрать – заказчик решает самостоятельно.

3. Банковская гарантия для целей обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должна быть выдана банком, отвечающим требованиям ст. 45 этого закона.

4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц. Победителю закупки необходимо внимательно ознакомиться с закупочной документацией, т.к. там может быть указан точный срок действия банковской гарантии. Если же нет – следует руководствоваться требованиями закона 44-ФЗ.

5. Контракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения исполнения контракта. Если победитель не представил обеспечение исполнения контракта в установленный срок, то он считается уклонившимся от заключения контракта. Как следствие – включение в реестр недобросовестных поставщиков.

6. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должен составлять от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦК превышает 50 млн.

рублей, то размер обеспечения составит от 10 до 30 процентов от НМЦК, но не менее размера аванса, если такой предусмотрен контрактом.

Если размер аванса превышает 30 процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в размере аванса.

7. В ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Это положение закона может быть актуально для участников, не успевших в установленные сроки оформить банковскую гарантию обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту.

В этом случае исполнение контракта может быть обеспечено денежными средствами, а в дальнейшем, денежные средства могут быть заменены на банковскую гарантию.

 С экономической точки зрения это не выгодно, но альтернатива такому решению – внесение победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта.

8. Если в ходе проведения закупки цена была снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 закона 44-ФЗ.

Антидемпинговые меры заключаются в следующем. Если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн.

рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

При этом если НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, была предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, то увеличения размера обеспечения можно избежать, предоставив заказчику информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Подтвердить добросовестность участника закупки можно, предоставив заказчику информацию из реестра контрактов, подтверждающую опыт исполнения таким участником в течение нескольких последних лет нескольких контрактов на сопоставимые суммы. Подробно об этом можно прочитать в части 3 ст. 37 закона 44-ФЗ.

9. Положения закона 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случаях когда:

• контракт заключается с участником закупки, который является казенным учреждением;

• осуществляется закупка услуги по предоставлению кредита;

• предметом закупки является выдача банковской гарантии.

Итак, мы с Вами узнали, что в качестве обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ могут выступать как денежные средства, так и банковские гарантии. Какой вариант будет предпочтительнее для исполнителя контракта? Разумеется банковская гарантия. Отвлечение денежных средств из оборота не самый лучший выход. Деньги должны работать и приносить прибыль.

Большинство компаний испытывают нехватку оборотных средств и регулярно пользуются банковскими кредитами, ставки по которым на сегодняшний день составляют в среднем 12 – 15 процентов годовых. В то же время комиссия банка за предоставление гарантии на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ обычно не превышает 3 – 4 процентов годовых. Разница очевидна.

Но выбор, конечно, будет за Вами.

ТРЕБОВАНИЯ К БАНКОВСКИМ ГАРАНТИЯМ ПО 44-ФЗ

Каким требованиям должна отвечать банковская гарантия исполнения контракта по 44-ФЗ. Для ответа на этот вопрос придется обратиться к ст. 45 этого закона:

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Эти требования касаются размера капитала банка и уровня кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.

Подробно требования к банкам-гарантам изложены в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов».

Актуальный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, несколько раз в месяц публикуется на официальном сайте Министерства Финансов РФ. По состоянию на декабрь 2018 года в перечень включено более 200 кредитных организаций.

2. Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной и должна содержать:

• сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;

• обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

• обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

• условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;

• срок действия банковской гарантии;

• отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

• установленный Правительством перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;

• условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (в случаях, предусмотренных закупочной документацией).

3. Информация о банковской гарантии исполнения контракта должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии.

Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в ЕИС стал закрытым. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки, а исполнителю такой функционал недоступен.

В случае необходимости проверить подлинность банковской гарантии исполнителю необходимо обращаться непосредственно в банк-гарант, используя для этого контактные телефоны, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию принципала обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, заверив ее своей печатью.

Такая выписка служит подтверждением факта выпуска банковской гарантии и может быть представлена заказчику, в ФАС или в суд при возникновении спорной ситуации.

Быстро, недорого, минимальный пакет документов

КАК ПОЛУЧИТЬ БАНКОВСКУЮ ГАРАНТИЮ

В заключение, эксперты Кредитно-Страхового агентства предлагают Вашему вниманию рекомендации, которые, как нам кажется, позволят избежать неприятных ситуаций, связанных с участием  в закупочных процедурах.

1. При принятии решения об участии в закупках учитывайте необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта.

Если Ваша компания не располагает свободными денежными средствами или не готова вывести их из оборота для использования в качестве обеспечения на время исполнения контракта, заблаговременно позаботьтесь о получении банковской гарантии.

Вы всегда можете узнать у специалистов Кредитно-Страхового агентства стоимость необходимой Вам гарантии в различных банках и выбрать наиболее выгодные условия.

2. Планируйте затраты, связанные с участием в закупках, не только по размеру, но и по времени. Необходимо понять не только на какой период будет заморожено обеспечение тендерной заявки или обеспечение исполнения контракта, но и к какому сроку это обеспечение необходимо предоставить.

В целях экономии средств и времени подумайте о возможности использования лимита на банковские гарантии. Заблаговременно установив лимит в одном из банков, Вы сможете быстро и на выгодных условиях получать банковские гарантии тогда, когда это будет Вам нужно.

Наши эксперты помогут Вам это сделать.

3. Реально оценивайте возможность получения Вашей компанией банковской гарантии в крупных банках. Такие банки часто декларируют очень низкие ставки комиссий за выдачу гарантии. Но, как оказывается на практике, для подачи такой заявки необходимо подготовить большой пакет документов.

При этом официальный срок принятия решения по заявке составляет от 2 недель и не всегда выдерживается. Будьте готовы к постоянным запросам дополнительной информации.
Подумайте, готовы ли Вы к подобному марафону.

Специалисты Кредитно-Страхового агентства всегда смогут подобрать для Вашей компании несколько банков, где Вы сможете получить гарантии по 44-ФЗ в короткие сроки с минимальным пакетом документов.

4. Всегда оценивайте рентабельность закупки. Перед участием в торгах установите предел цены, ниже которого опускаться нельзя.

Помните, что снижение цены на 25 и более процентов может увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза. Подумайте, можете ли Вы себе это позволить.

Заранее оцените возможность получения банковской гарантии на такую сумму и ее стоимость, обратившись в Кредитно-Страховое агентство.

5. Перед подачей заявки оцените наличие собственных финансовых ресурсов для исполнения контракта. Возможно, условиями закупки не предусмотрено авансирование. В этом случае рекомендуем заранее обратиться в банк за получением кредитных средств.

Если Вы привыкли дорожить своим временем, то эксперты Кредитно-Страхового агентства помогут Вам подобрать финансирование для исполнения контракта. Это может быть как кредит на пополнение оборотных средств, так и тендерный факторинг от наших банков-партнеров.

Удачных Вам закупок в Новом 2019 году !

О том, какие изменения по банковским гарантиям произойдут в законе “О контрактной системе” с 1 июля 2019г. можно узнать из новой статьи на нашем сайте. 

Кредитно-Страховое агентства – банковские гарантии, кредиты и займы для участников закупок !

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.