Аудиторская проверка управляющей компании

Содержание

Кто может проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ и какова стоимость услуги

Аудиторская проверка управляющей компании

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать? Деятельность столь популярного в последнее время объединения собственников жилья должна быть прозрачна и подконтрольна конечным потребителям услуг.

Одним из инструментов достижения данной цели является аудиторская проверка ТСЖ.

Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья.

Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?

С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом — ТСЖ или управляющая компания.

В случае образования товарищества собственников жилья многоквартирного дома все денежные средства жителей, перечисляемые в счёт оплаты коммунальных услуг, аккумулируются на счетах товарищества. Доступ к расчётному счету есть у правления этой организации.

Единственный механизм контроля эффективности текущей деятельности ТСЖ и выявления фактов воровства со стороны недобросовестного правления – это егопроверка в плане финансовых и бухгалтерских показателей деятельности.

Инициировать проведение проверки могут следующие лица: 

  • общее собрание членов товарищества (созвать внеочередное собрание даже при сопротивлении правления вправе любой собственник жилья. Для кворума при принятии такого решения достаточно более 50% );
  • инициативная группа членов ТСЖ;
  • ревизионная комиссия;
  • само правление;
  • любой жилец дома (путём подачи жалобы в компетентные органы).

Проводить непосредственно саму проверку может довольно широкий круг лиц и их объединений, но инициатива подобного мероприятия всегда исходит от собственников жилья.

Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ

Образование счётной комиссии на постоянной основе в структуре объединения собственников необязательно.

Назначение этого органа заключается в двух функциях:

  1. Подсчёт на очередных и внеочередных собраниях собственников жилья.
  2. Организация сбора результатов заочного ания.

Комиссия формируется из числа членов ТСЖ, не входящих в правление. Исполнение обязанностей члена счётной комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Если в штате этой структуры нет, при проведении внеочередного собрания первыми на ание выносятся вопросы о назначении членов счётной комиссии.

Когда решение принимается правлением или общим собранием по вопросунеобходимости экспертизы финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченные лица начинают поиск организаций, которые вправе проводить аудит ТСЖ.

Стоимость услуг аудиторских фирм не имеет тарифов и зависит от сложности и объёма предполагаемых работ. Как правило, размер вознаграждения аудиторов находится в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Значение может иметь срочность проведения работ и квалификация специалиста-эксперта.

Необходимость контроля

Руководство избирается из числа членов товарищества, однако этот факт не гарантирует их честную и добросовестную работу. Часто бывает с точностью до наоборот: правление стремится как можно полнее и быстрее наполнить собственные карманы в ущерб остальным жителям.

Существует несколько легальных и полулегальных схем, к которым прибегают нечистые на руку председатели правления:

  • привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
  • оказание услуг «на бумаге»;
  • выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
  • помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
  • необоснованное повышение заработной платы членам правления;
  • отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
  • намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.

Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.

В этом случае состав уголовного или административного правонарушения в действиях правления отсутствует. Однако от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав жильцов как потребителей, председатель не освобождён.

Кто может проводить инспектирование?

Инициирование проверки – прерогатива самих жильцов, однако непосредственное осуществление экспертизы и определение правомерности оценки законом возложено на несколько специальных субъектов:

  1. Плановый или добровольный аудит проводится независимыми юридическими фирмами, состоящими в саморегулируемых организациях аудиторов и имеющих аттестат, подтверждающий право на проведение аудита финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
  2. Постоянно действующий контрольный орган ТСЖ – ревизионная комиссия. На неё возложена обязанность проверять текущую деятельность в оговорённые Уставом сроки, но права вмешательства в эту деятельность комиссия лишена.
  3. Проверка, организованная инициативной группой жильцов, проводится этой группой самостоятельно за счёт собственных сил и средств.
  4. Собственники и жильцы квартир в доме вправе затребовать документы, относящиеся к текущей деятельности руководства товарищества, для ознакомления.
  5. Органы прокуратуры при поступлении от жильца дома обращения с просьбой проверить деятельность ТСЖпо вопросу нарушения законодательства РФ.
  6. Органы Госжилинспекции и Роспотребнадзора обязаны отреагировать на жалобу граждан или провести контрольные мероприятияпо материалам прокуратуры.
  7. Отдельные представители законодательных органов местного самоуправления в рамках депутатского надзора в ответ на обращение избирателей.
  8. Налоговые органы – единственные, кто проверяет ТСЖ по собственной инициативе. Поводом может послужить несоблюдение налоговой дисциплины или нарушения бухгалтерского учёта.

Аудиторская проверка ТСЖ не всегда преследует цель покарать за проступок.

В идеале – это эффективный инструмент для повышения качества работы правления ТСЖ, повышения финансовой и налоговой грамотности бухгалтеров, снижения рисков неосторожного нарушения законодательства.

Как выявить воровство?

Способов, как быстро проверить ТСЖ на воровство, чтобы своевременно пресечь противоправную деятельность, практикующими юристами выработано немало.

Обычно достаточно совершить основные шаги:

  • самый простой способ при наличии подозрений — не разбираясь самостоятельно, направить жалобу в соответствующее ведомство и ждать результатов, о которых государственный орган обязан сообщить в 30-дневный срок со дня окончания;
  • за свой счёт нанять аудиторов и поручить проведение проверки им;
  • обратиться в ревизионную комиссию с указанием конкретных фактов ненадлежащего содержания жилья и управления общим имуществом;
  • самостоятельно запросить и сверить инвентаризационные списки, бухгалтерские отчёты и перечень контрагентов. После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям. Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.

По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.

Ревизионная проверка ТСЖ

Законом предусмотрена одна обязательная ежегодная проверка деятельности товарищества – ревизионная. Полная ревизия деятельности ТСЖ осуществляется силами специально созданного постоянного органа товарищества. Как её назначить и провести,решают собственники жилья на общем собрании при утверждении Устава.

Ревизионная проверка товарищества является плановым внутреннимрегламентом с некоторыми особенностями:

  1. Проверяет только финансовую деятельность правления за один календарный год.
  2. Не вправе влиять на осуществление такой деятельности или давать обязательные для исполнения рекомендации.
  3. Составляет итоговый отчёт финансовой деятельности, смету доходов и расходов и заключение по проверке.

Документы ревизионная комиссия предоставляет на очередном общем собрании или по требованию инициативных жильцов.

Аудит деятельности ТСЖ — процедура объективно необходимая больше для правления, чем для рядовых членов товарищества.

Благодаря своевременно проведённой проверке правление получает ряд преимуществ:

  • выявление имеющихся ошибок при ведении финансового учёта в ходе подготовки к внеплановому визиту контролирующих или правоохранительных органов;
  • выработка способов устранения нарушений;
  • контроль деятельности собственной бухгалтерской службы;
  • проверка соответствия используемых финансовых документов бланкам, утверждённым Минфином.

Все эти нюансы позволят правлению избежать ответственности за допущенные ошибки в налоговом и бухгалтерском учёте, уйти от штрафов, увольнений и запрета занятия должности председателя в дальнейшем.

Порядок аудиторской проверки

Проверка сторонней организацией, оказывающей аудиторские услуги, начинается с согласования цены, и заключения договора на оказание услуг. Сроки, место и период проверки оговариваются в договоре.

Сама процедура проверки включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. Согласование перечня документации, передаваемой на проверку. Передача осуществляется по описи.
  2. Ознакомление с финансовой и налоговой отчётностью за проверяемый период. Контроль правильности бухгалтерских проводок по счетам и субсчетам.
  3. Сопоставление текущих коэффициентов с плановыми маркерами. Выяснение причин расхождения.
  4. Составление заключения аудитора по итогам проверки. Подписывается два экземпляра акта – по одному для каждой из сторон.

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ содержит подробное описание хода аудита, сделанные выводы и рекомендации на будущее. Документ содержит элементы коммерческой тайны, в связи с чем считается конфиденциальным и хранится по определённым правилам.

Кто контролирует работу управляющих компаний в ЖКХ, как проверить УК, провести аудит

Аудиторская проверка управляющей компании

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2018, 2017 и 2016).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья.

Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Аудиторская проверка компаний ЖКХ по желанию жителей: реальность или миф?

Аудиторская проверка управляющей компании

Желание вывести управляющую организацию (в том числе ТСЖ) на «нечистую» руку может привести к желанию провести аудиторскую проверку такой организации. Усиливается такое желание еще и отписками жилищной инспекции. В статье рассмотрел: могут ли жители провести аудиторскую проверку управляющей организации?

Предыстория

Житель дома в Иркутске обратился в Службу Государственного жилищного надзора Иркутской области с жалобой и просьбой провести проверку соответствия израсходованных денежных средств, которые были обозначены в отчете управляющей организации, размещенном в ГИС ЖКХ.

В ответ надзорный орган указал, что проверка финансово-хозяйственной деятельности УК, а также проверка законности и целевого расходования денежных средств не входит в полномочия ГЖИ. Также вмешиваться в самостоятельную хозяйственную жизнь УК контролирующий орган не имеет полномочий.

Ну и не забыла ГЖИ добавить приписку:

В итоге, возникает вопрос: на каком основании собственники могут провести аудиторскую проверку? Так и возникла идея написания данной статьи.

Что такое аудиторская проверка?

Понятия аудиторской проверки на законодательном уровне нет, но такому понятию соответствует определение аудитора, данное в ст. 1 ФЗ Об аудиторской деятельности:

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом указано, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ  «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Для жителей, как правило не будет интересен бухгалтерский баланс УК или отчет о прибылях и убытках и т.п., поскольку такие отчеты являются общими (учитывают всю деятельность УК, не отдельного дома).

Для жителей важно выявить не правильность и достоверность бухгалтерской отчетности в целом, а выявить достоверность трат в отношении конкретного дома (были ли такие траты и в размере, который указан в отчете или часть сумм была каким-то способом списана безосновательно и т.д.).

Также после вопроса о достоверности отчетности может встать вопрос о выявлении фактов хищения, поскольку не всегда недостоверность отчетности может быть связана с фактами хищения или мошенничества.

Может ли аудиторская проверка выявить факты хищения или мошенничества со стороны аудируемой организации?

С таким вопросом я обратился к аудиторам, которые работают на рынке оказания аудиторских услуг долгое время.

Генеральный директор ООО «Национальная Гильдия Бухгалтеров и Аудиторов» Мария Стажкова ответила, что аудит может выявить факты хищения, но при наличии документов, которые в соответствии с запросом аудитора представлены к проверке.

При этом, факт непредоставления документов также позволяет как минимум предположить, а нередко и установить хищения и факты мошенничества. Например, заключён договор с одной организацией, а фактически расчёты ведутся с другой.

Или есть факт списания денег со счета, но нет подтверждающих оказанную услугу или выполненную работу документов.

Руководитель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, что аудиторские компании могут проводить процедуры, направленные на выявление факта хищения, но компании не имеют право выносить какие-либо обвинения в адрес ответственных лиц, поскольку это входит в компетенцию правоохранительных органов. Вопрос того, возбуждать ли расследование по факту хищения, решает руководитель компании по результатам аудиторской проверки.

В целом аудиторские компании проводят:

  • проверку эффективности работы системы внутреннего контроля компаний;
  • процедуры, подтверждающие достоверность расчётов между контрагентами.

Какие документы подлежат изучению при проведении аудита?

Мария Стажкова:

Зависит от вида и цели проверки, пожеланий заказчика, иных факторов. Обычно аудиторы изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные учётные документы, договоры, правоустанавливающие, разрешительные документы.

 Елена Васильева:

Список достаточно большой. Например, аудиторская организация запрашивает: учредительные и регистрационные документы, все протоколы заседаний, все решения.

Также, запрашивает данные о структуре бухгалтерии, компании, учетную политику, методики и стандарты ведения бухгалтерского учета, налоговые регистры.

Документы, регламентирующие выдачу заработной платы, кадровые документы, материалы проверок в налоговых органах, данные о расчетных счетах, документы по разделам бухучета, трудовые договоры и материалы судебных дел.

Могут ли граждане заказать аудит управляющей организации, если в такой организации они не являются учредителями, а являются лишь потребителями услуг такой организации?

Мария Стажкова отмечает, что собственники могут повести аудит УК исключительно по согласованию с УК. Однако если УК является акционерным Общество, она в силу закона подлежит обязательному аудиту. Есть и иные случаи, когда аудит надо будет пройти по требованию закона.

Нормативные основы аудиторской проверки ТСЖ, алгоритм осуществления, кто может инициировать, расценки на проведение

Аудиторская проверка управляющей компании

Существующая практика показывает, что товарищество собственников жилья является эффективным способом управления многоквартирным домом.

К сожалению нередки случаи, когда руководство подобных организаций исполняет возложенные на них обязанности ненадлежащим образом. Это могут быть как ошибки, свойственные человеческому фактору, так и хищение средств.

Выявить, насколько эффективно работает ТСЖ, помогает аудиторская проверка.

Поводы для аудита ТСЖ

Через счета ТСЖ проходят крупные суммы денег, поэтому это один из поводов проверить деятельность организации

Согласно положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях» смыслом существования ТСЖ является управление многоквартирным домом. Несмотря на то, что целью товарищества собственников жилья не может быть получение прибыли, через ее счета проходят крупные суммы денег.

Подобное обстоятельство неизбежно привлекает мошенников, желающих незаконным путем завладеть финансовыми ресурсами жильцов. Кроме умышленного нарушения платежной дисциплины возможны ошибочные расчеты с контрагентами, а также неполнота или несвоевременность уплаты налоговых платежей.

Все это поводы для проведения как плановых, так и внеочередных проверок товарищества.

Стандартные схемы обмана жильцов

Наиболее часто недобросовестные управляющие компании отмывают деньги по следующим схемам:

  1. Заключение контрактов с подставными и аффилированными организациями. В этом случае возможно несколько вариантов жульничества. Если работы по таким договорам и выполняются, то, как правило, по ценам, на порядок превышающим услуги других компаний. Нередко договор на поверку может оказаться фиктивным, когда никаких работ по нему не проводилось, а средства за их оплату перешли на счета подрядчиков.
  2. Подписание договоров на выполнение работ, необходимости в которых нет. Причем нередки случаи, когда по итогам их выполнения по бумагам осуществлялась их переделка, сопровождающаяся дополнительной оплатой.
  3. Завышенная оплата членам ТСЖ, когда без всяких на то оснований оклады руководства подобных организаций вырастают в разы.
  4. Изъятие денежных средств целевых фондов с последующим открытием депозита в банке. Набежавшие проценты руководство ТСЖ при этом оставляет себе.
  5. Уклонение от уплаты налоговых платежей. Эта схема часто сопровождается взиманием взносов с собственников в наличной форме. Полученные таким образом средства нигде не фиксируются, а значит, доказать факт недобросовестного исполнения обязанностей управляющей компанией почти невозможно.
  6. Незаконное распоряжение общим имуществом собственников. Чаще всего проявляется в виде сдачи в аренду общих домовых площадей. Вырученные от подобных сделок средства нередко оседают в карманах членов правления ТСЖ.
  7. Халатное отношение правления к исполнению возложенных обязанностей, что приводит к плачевному состоянию дворовых территорий и подъездов дома.

Работа товарищества собственников жилья должна быть организована максимально прозрачно. Сокрытие тех или сведений от собственников является веской причиной для инициирования проверки управляющей компанией. В случае выявления мошенничества необходимо направить заявления в надзорные и правоохранительные органы.

Порядок аудиторской проверки ТСЖ

Инициировать аудит ТСЖ должны прежде всего собственники жилья

Инициатива проведения аудиторской проверки всегда должна исходить от собственников квартир. Существует несколько способов оценить, насколько честно работает товарищество по отношению к жильцам. Можно направить жалобу в органы, уполномоченные на ведение подобных вопросов:

  • прокуратуру,
  • жилищную инспекцию,
  • ревизионную комиссию при ТСЖ.

Действенной мерой воздействия на руководство товарищество является самостоятельная проверка отчетности организации. Для ее осуществления жильцы вправе потребовать бухгалтерскую отчетность и инвентаризационные списки. Отдельно следует проверить подрядчиков, с которыми заключаются договоры на оказание услуг. Они в обязательном порядке должны присутствовать в ЕГРП.

При невозможности организовать ревизию своими силами можно обратиться к специализирующимся в данном вопросе организациям – аудиторским фирмам. Профессиональная оценка работы ТСЖ позволит определить:

  • полноту и правильность расчета по коммунальным платежам,
  • рациональность и эффективность управленческих решений, принятых руководством товарищества,
  • правильность ведения бухгалтерского учета в организации,
  • степень финансовой стабильности товарищества.

Отчеты, сгенерированные по итогам проверки, будут составлять коммерческую тайну и будут доведены лишь до непосредственных участников. Те, в свою очередь, при обнаружении факта мошенничества вправе передать полученные свидетельства в следственные органы.

Этапы аудита

Сроки, место и стоимость проведения ревизии оговариваются на стадии заключения договора. В общем виде проверка состоит из этапов:

  1. Знакомство с уставными документами товарищества для определения алгоритма проверки.
  2. Определение круга документов, подлежащих оценке. Каждый отчет передается аудиторам по описи.
  3. Оценка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета.
  4. Сравнение базовых текущих показателей финансовой отчетности с запланированными коэффициентами, поиск причин расхождения.
  5. Написание аудиторского заключения, основанного на результатах проверки.
  6. Ознакомление заказчика с итогами аудита. Причем при выявлении серьезных нарушений необходимо оповестить о них всех собственников. Для этого созывается еще одно внеочередное собрание. На нем принимается окончательное решение о том, какие действия необходимо предпринять для устранения ошибок и растрат в будущем.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается собственникам жилых помещений, а второй – руководству ТСЖ. В составленном отчете обязательно должна содержаться информация:

  • об особенностях и ходе проверки,
  • сделанные на основе полученных данных выводы,
  • рекомендуемые способы по устранению выявленных недостатков.

Проведение проверки сторонней организацией позволит не только сделать выводы о качестве работы ТСЖ, но и помогут избежать субъективной оценки деятельности товарищества. Основная цель такого контроля состоит не в поиске незаконных действий, а в оптимизации работы товарищества и минимизации ошибочных расчетов из-за невнимательности или незнания бухгалтерии.

Кто и как проводит аудит ТСЖ

Аудит ТСЖ вправе осуществлять ряд структур и организаций

При проведении аудита ТСЖ оценке подвергается эффективность использования общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с этим инициатором внепланового контроля может быть лишь собрание жильцов дома.

В соответствии со статьей 45 ЖК РФ любой владелец квартиры может созвать собрание, повесткой которого будет вопрос исполнения обязанностей, возложенных на членов правления ТСЖ.

Следует учесть, что решение, вынесенное в ходе обсуждения, приобретет юридическую силу, если в нем принимали участи хотя бы 50% жителей дома.

Непосредственную проверку работы товарищества вправе осуществлять следующие структуры:

  • независимые аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, имеющие аттестат на осуществление подобных ревизий,
  • ревизионная комиссия – специальный орган, функционирующий в составе ТСЖ, в компетенцию которого входит проведение периодических плановых проверок,
  • инициативная группа жильцов, когда собственники недвижимости проверяют работу ТСЖ своими силами без привлечения сторонних организаций,
  • прокуратура вправе начать исследовать работу товарищества при получении жалобы от собственников,
  • Жилищная инспекция и Роспотребнадзор,
  • Органы местного самоуправления (в рамках помощи депутатов населению),
  • Налоговая инспекция вправе стать инициатором проверки в случае подозрения на несоблюдение налогового законодательства.

При выявлении подозрений на нерациональное расходование средств фондов товарищества следует обратиться с запросом в ревизионную комиссию. Там обязаны дать исчерпывающее объяснение по вопросам предполагаемой растраты. Если этого оказалось недостаточно, то можно прибегнуть к платным услугам экспертов, осуществляющих ревизию подобных некоммерческих структур.

Еще одним действенным способом борьбы с халатными действиями руководства ТСЖ – обращение в государственные надзорные органы. Они обязаны предоставить ответ по жалобе в течение 1 месяца со дня ее подачи. Однако стоит помнить, что в случае выявления нарушений на товарищество будет наложен штраф, оплачиваться он будет из фондов товарищества, а не из кошелька членов правления.

Самопроверка

Кроме собственников аудиторская проверка может быть инициирована самим ТСЖ. Подобная возможность прописана в статье 150 ЖК РФ. Для этой цели при товариществе организуется специальная ревизионная комиссия.

Как правило, в ее состав входят жители дома, не состоящие в правлении. Они проводят регулярные плановые аудиторские проверки работы обслуживающей компании. Обычно частота проверок составляет 1 год.

В течение него по закону отчитаться перед собственниками жилых помещений обязано каждое товарищество.

Порядок функционирования ревизионной комиссии имеет определенные особенности:

  • проводит аудит финансовой деятельности товарищества за один календарный год,
  • комиссия подводит итоги работы, но не вправе влиять на решения, принимаемые руководством ТСЖ,
  • составляет сводную отчетность, а также сопоставляет доходы с расходами и выносит заключение о работе ТСЖ.

Составленные по итогам проверки документы в обязательном порядке доводятся до сведения жильцов. Это может произойти как в рамках очередного собрания, так и при получении официального запроса от собственников жилых помещений.

Добросовестные руководители заинтересованы во внеплановой аудиторской проверке ничуть не меньше жителей дома, т.к. ревизия помогает выяснить ряд важных моментов. На основе выявленных ошибок и нарушений руководство может своевременно принять меры по их устранению. Кроме того, это хорошая возможность проверить работу бухгалтерской службы ТСЖ.

Стоимость аудиторских услуг

Стоимость оказания услуг по аудиторской проверке не является фиксированной величиной. Она зависит от перечня параметров. На окончательную цену может повлиять:

  • глубина предполагаемой проверки,
  • период времени, который требуется исследовать,
  • престиж и уровень аудиторской фирмы.

Ввиду того, что товарищества не располагают внушительным капиталом и не могут работать по специфическим системам уплаты налогов, итоговая стоимость проверки будет на порядок ниже, чем в случае проверки рядовой коммерческой организации. По данным статистики на 2018 год стоимость аудиторской проверки ТСЖ колеблется от 25 до 70 тысяч рублей.

Контролировать деятельность правления ТСЖ следует даже в том случае, если жители полностью уверены в эффективности их работы. Это стоит делать хотя бы для того, чтобы исключить вероятность случайных ошибок в расчетах по коммунальным платежам.

В этом видео вы узнаете о том, что представляет собой аудиторская проверка:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Как проверить деятельность управляющей компании?

Аудиторская проверка управляющей компании

Собственники помещений многоквартирного дома, обслуживание которого осуществляет управляющая организация, имеют право получать информацию о применяемых такой организацией тарифах на жилищно-коммунальные услуги, порядке начисления платы, а также информацию о проделанной работе по своему дому.

Если тарифы на коммунальные услуги, такие как отопление, горячее холодное водоснабжение, электроснабжение и другие, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, и здесь само ценообразование фактически не оспаривается, то плата за жилищные услуги, конечно, должна быть обоснована перечнем работ, которые управляющая компания за определенную стоимость выполняет.

Стоит отметить, что в каждом регионе органами местного самоуправления определяется минимальная плата за жилое помещение исходя из минимального перечня работ, утвержденных Правительством РФ, и если собственниками помещений многоквартирного дома не принято решение о размере тарифа на содержание жилья, то для расчета размера платы будет применяться именно минимально утвержденный тариф. Если же собственники помещений многоквартирного дома утверждают на общем собрании определенный тариф на содержание жилья, то соответственно должен быть и перечень работ, которые будут выполняться за эту плату.

Собственники помещений многоквартирного дома могут и, по большому счету, должны контролировать исполнение управляющей компанией выполнение работ согласно перечню, указанному в договоре управления, а также могут получать информацию о том, какие затраты понесла управляющая компания в процессе управления многоквартирным домом, проще сказать, куда тратятся денежные средства, которые управляющая компания получает за содержание жилья.

Деятельность управляющей компании по управлению конкретным домом собственники помещений могут проверить. Ниже мы дадим несколько советов о том, как можно это сделать и на что следует обратить внимание.

Шаг первый

Правильность и обоснованность применяемых тарифов на оплату жилищно услуг можно проверить.

Если Вы сделаете запрос, управляющая компания обязана выдать документ о размере и перечне обязательных платежей, а также предоставить перечень работ, которые выполняются за эту плату.

На все вопросы, возникающие по поводу расчетов и сумм на оплату, Вам обязаны дать понятный и развёрнутый ответ. 

Шаг второй

Требуйте от управляющей компании отчет о проделанной работе, тем более, согласно действующему законодательству управляющая компания обязана предоставлять такой отчет.

Если делаете запрос на получение отчета, обязательно указывайте за какой период деятельности Вы хотите его получить.

Отчет может быть предоставлен в различных формах — выдача копии отчета жильцу на руки, размещение на интернет-сайте, в подъезде на доске объявлений, а также на сайте государственной информационной системы (ГИС ЖКХ).

Информация, содержащаяся в отчете, должна быть обоснована. Требуйте представления документов, о выполненных работах по дому. Это могут быть платежные поручения, договоры, акты выполненных работ и так далее.

Шаг третий

Если Вы ознакомились с отчетом, и у Вас возникли вопросы, их можно обсудить на общем собрании собственников, с представителями Севета многоквартирного дома.

Порядок предоставления отчета должен быть прописан в договоре управления. Договор должен отражать вопросы расхода средств, технического обслуживания, ремонта инженерного оборудования, благоустройства придомовой территории и помещений, санитарного содержания имущества так далее.

Шаг четвертый

Анализируйте имеющуюся информацию. Организуйте из числа жильцов инициативную группу. Хорошо, если в ней будут люди, разбирающиеся в юриспруденции и бухгалтерии. Если нет такой возможности, обратитесь, при необходимости, за помощью в специализированную организацию, за определенную плату там проведут необходимый анализ.

Если проверку осуществляют сами жильцы, необходимо записать какие работы и когда проводились. Например, согласно документам, на ремонт крыши потрачена крупная сумма, а во время дождя квартиру заливает, возможно, такие работы и не проводили, а Ваши деньги, были потрачены не по назначению. 

Вообще, вести контроль выполняемых работ необходимо вести на протяжении всего периода обслуживания, конечно, не запрашивать ежемесячно финансовый отчет, а  смотреть какие работы требуется выполнить и делать соответствующие заявки в управляющую компанию, какие работы выполняются по инициативе самой управляющей компанией.

Шаг пятый

Если в результате Вашей проверки выяснилось, что для начисления платы за содержание жилья применяется иной тариф, чем тот, который утвержден общим собранием собственников помещений, или тариф, утвержденный органами местного самоуправления, либо управляющая компания не выполняет работы, предусмотренные договором управления или работы, утвержденные минимальным перечнем работ, либо такой организацией осуществлялись какие-либо иные незаконные действия, Вы можете написать обращение в Государственную жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Эти органы государственной власти уполномочены проверять деятельность управляющих компаний и стоять на защите прав собственников жилья. При обнаружении нарушений к недобросовестным управляющим компаниям применяются соответствующие санкции.

Если же проверки, проводимые органами государственной власти не дадут желаемого результата, Вы вправе решить возникший вопрос в судебном порядке.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.